arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezipTelegram
Редакторская
Автор:   Евгений Логинов
Художник:   Аркадий Револьта

В детстве мне часто случалось вступать в споры по поводу художественной ценности произведений профессора Толкина. Школьные учителя говорили, что Толкин — это только пустые фантазии, а читать нужно русскую классическую литературу: она не про фантазии, а про жизнь. Поклонники Ника Перумова были согласны, что книги Профессора — это сказки, а под пером властителя их дум благодушные фантазии оксфордского лингвиста превратились в серьёзные военно-политические романы, кои и пристало штудировать человеку, который хочет получить пользу от чтения.

Опыт этих споров помогает мне сегодня думать о положении, которое занимает человек, профессионально занимающийся философией. Нам, людям, увлечённым философией, не кажется, что это положение какое-то странное: в конце концов, у философии столько заслуг, столько таланта, столь славное прошлое, столько почётных титулов, что всё это, казалось бы, должно служить надёжным щитом против всяких упреков. Но как кумиру моего детства его титулы и заслуги не были порукой на суде любителей русской классической литературы и преданных читателей ярких эпопей, в которых мир Толкина, краснея, преображался в мир слегка кровожадного данжен мастера, так и философии её прошлое редко бывает порукой против скучающих за чтением метафизических трактатов любителей изящной словесности и людей, чей взгляд на окружающую действительность сформировался в лаборатории, среди пробирок и формул.

Впрочем, у философии, как и у Профессора, довольно адвокатов, здесь не место для апологий, а я вовсе не силён в такого рода красноречии. Обычно в редакторских я разъясняю, что такое «Компот» для читателей; пишу, что наш журнал задуман таким, чтобы его, в отличие от трактатов и академических статей, мог читать и любитель русской классической литературы, и почитатель творчества Перумова (последний раз прибегнем к нашей аналогии). Но в этот раз я скажу, что такое сегодняшний «Компот» для его авторов.

У многих исследователей философии наступает момент, когда они хотят написать текст, который не пахнет потом; текст, в подвалах которого допустим легкий творческий беспорядок; текст, в котором можно прямо и просто изложить своё рассуждение на ту или иную философскую тему. Знаменитый кантовед Норберт Хинске, один из создателей многотомного и чудовищно дотошного «Kant-Index», поздней осенью своей карьеры выпустил небольшую брошюру с ироничным названием «Без примечаний», сборник афоризмов. Выдающийся отечественный специалист по философской германистике, Теодор Ильич Ойзерман (1914–2017), в 2013 году тоже выпустил книгу афоризмов, «Размышления. Изречения». Впрочем, афористический жанр тут не является обязательным. Друг Ойзермана, покинувший наш мир в один день с ним, другой крупный историк философии, наставник сотен ныне работающих отечественных профессиональных философов, Василий Васильевич Соколов (1919–2017), в 2014 году выпустил книгу своих воспоминаний.

До афоризмов и тем более воспоминаний создатели ФК ещё не доросли. Мы любим прятать добытые нами сокровища в примечания и в меру сил занимаемся академической философской наукой. Но мы помним, что в истинном золоте нет блеска ссылок, сносок и прочей мишуры. И «Компот» — это то место, где мы можем выступать без маски.

Именно так, без маски, мы и бросились на проблему доказательств бытия Бога — проблему, далёкую от непосредственных академических интересов каждого из нас. Впрочем, благодаря систематическому характеру нашей дисциплины, каждый может найти в любой философской проблеме что-то своё. Онтолога в истории доказательств бытия Бога привлечёт вопрос о статусе существования: является ли оно реальным предикатом или нет? Логика заинтересуют современные версии онтологического доказательства, сформулированные средствами модальной логики. Человек, чувствительный к персоналистскому и экзистенциальному измерениям философии, не сможет пройти мимо вопроса об отношении человека с Богом, и никто не будет отрицать, что доказательства — это тоже своего рода отношения, причём очень важные для нашей культуры. О пользе, которую может извлечь из занятий этой темой историк философии, изучай он хоть мысль Древней Индии, хоть Аристотеля, хоть Джеймса, хоть Витгенштейна, говорить не приходится.

Первое, что обнаруживаешь, погрузившись в историю доказательств бытия Бога, — что это удивительная страна, где всё не то, чем оно кажется. Может показаться, что сегодня эта тема, в отличие от какой-нибудь нейрофилософии, является чем-то очень архаичным — областью, в которой всё более-менее ясно. На деле же у каждого классического, вошедшего в учебники аргумента есть множество тайн, которые открываются при внимательном изучении. Например, общим местом является пренебрежительное отношение к опровержению онтологического аргумента Ансельма Кентерберийского монахом Гуанило. В ходе же наших занятий Артёму Юнусову удалось предложить новый, насколько я могу судить, взгляд на этот довод — взгляд, который делает это возражение куда более изящным и продуктивным, чем принято думать (об этом можно прочесть в наших «Пролегоменах»). Обсуждение этого аргумента и его следствий доставило мне настоящую радость. Большая работа в осмыслении наследия прошлого европейской философии была проделана представителями так называемого теологического поворота в континентальной философии. Особое удовольствие доставляет изучение плодов своеобразного ренессанса этой проблематики в аналитической философии ХХ и ХХI веков. Безотносительно к тому, какую точку зрения, теистическую или атеистическую, занимает читатель, он может найти в этих новых идеях что-то полезное.

Тихие споры философов о Боге — это то орудие, которым человек может возделывать поля своего разума в надежде, что они никогда не будут потревожены чем-то, чему нельзя противостоять.


Рассылка статей
Не пропускайте свежие обновления
Социальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE ×