Содержание

                      
                      
                 ПРИМЕЧАНИЕ

     Бицилли   Павел   Михайлович,   русский
историк и  философ  культуры.  В  России  он
успел издать  только  исследование  культуры
итальянского   Возрождения   -   "Салимбене"
(Одесса. 1916).  В эмиграции Бицилли активно
публиковался в журнале "Современные записки"
по вопросам  философии - истории и культуры.
Увлекшись оригинальностью  идей евразийства,
Бицилли примкнул к движению (к этому периоду
относится первая  публикуемая нами  статья).
Но     затем,      разглядев     реакционно-
тоталитаристские    тенденции    евразийской
идеологии, он  отошел от  движения,  открыто
выступив с принципиальной, но конструктивной
его критикой.
     К сожалению,  биографические  данные  о
Бицилли разыскать не удалось.
     Статья П.М.Бицилли  ""Восток" и "Запад"
в истории  Старого Света"  печатается по: На
путях:   Утверждение   евразийцев.   Москва;
Берлин, 1922. С. 317-341.
     1. Имеется  в  виду  война  персидского
Царя царей  - Ксеркса  с греками,  в которой
столкнулись два мира - Восток и Запад.
     2. Иоахимизм  -   средневековая   ересь
откровенно      эсхатологически-мессианского
толка,   начало   которой   положил   Иоахим
Флорский (ок. 1132-1202 гг.).  Согласно  его
учению, вслед  за настоящим  царством Нового
завета должно  наступить  еще  в  этом  мире
тысячелетнее  царство   Духа  Святого.   Его
основными  устоями  будут  свобода,  любовь,
братство. Наступлению  тысячелетнего царства
должен предшествовать приход мессии.
     3. Маздакизм  -  религиозно-мистическое
учение, распространившееся в Иране в Иране в
5-6 в. Название  получило  по  имени  своего
основоположника  Маздака,   жившего  в  3 в.
Учение  Маздака  дуалистично:  из  признания

                      347

сосуществования  сил  добра  и  зла  следует
признание неизбежности  постоянной борьбы со
злом.
     4. В   этом   временном   сопоставлении
основополагающих, появившихся приблизительно
в одно  и то  же время  религиозных  учений,
которые  легли   в  основу  цивилизационного
процесса,  выражена  идея,  сформулированная
позднее К.Ясперсом как "осевое время".
     Статья    П.М.Бицилли     "Два     лика
евразийства" печатается  по: Современные за-
писки. Париж. 1927.№ XXXI. С. 421-426.
     1. Речь идет  о  брошюре  "Евразийство.
Опыт систематического изложения", вышедшей в
1926 г. Ее  тезисный вариант был опубликован
в 1927 г.  в 9 вып.  "Евразийской  хроники".
См. нашу публикацию.


     Трубецкой  Николай   Сергеевич   (1890-
1938),  князь,   русский  ученый-языковед  и
мыслитель, своими  идеями и  прямым участием
оказавший  большое   влияние   на   развитие
движения евразийства.
     Николай Сергеевич  Трубецкой родился  в
семье,  принадлежащей   к   интеллектуальной
элите русского  общества. Его  отец - Сергей
Николаевич,  известный   в  России  философ,
исследователь  античной   философии,   автор
"Учения   о    Логосе",   был    профессором
Московского   университета.   Родной   дядя,
Евгений  Николаевич  -  один  из  крупнейших
религиозных   философв,    последователь   и
интерпретатор    Вл.Соловьева,     профессор
Киевского, затем  Московского  университета.
Интеллектуально-философская   атмосфера    в
семье оказала  неоспоримое влияние на форми-
рование  научного   мировоззрения   будущего
ученого. Поступив  на исторический факультет
Московского  университета  по  специальности
философия, он  закончил его по специальности
лингвистика. Но  хотя  Н.Трубецкой  вошел  в
историю  современной  науки  как  выдающийся

                      348

лингвист, несомненен  его вклад  в  развитие
социально-философских идей  своего  времени,
обозначившийся прежде всего в связи с движе-
нием евразийства. Он стал основоположником и
ведущим теоретиком этого движения. По общему
признанию именно труд Н.С.Трубецкого "Европа
и человечество"  (1920), в  котором он резко
выступил против  идеологии европоцентризма и
линейного    прогресса     с    обоснованием
равноценности больших  и малых, исторических
и неисторических  народов по  их  социально-
культурному вкладу  в исторический  процесс,
послужил  отправной   историософской   идеей
евразийского движения. Позднее эта идея была
разработана  им  самим  в  ряде  статей  для
Евразийских  изданий  в  двух  направлениях:
обоснование азийского ("туранского") влияния
на  развитие  культуры  и  государственности
России; развитие  концепции  национальных  и
межнациональных  отношений,   "истинного   и
ложного национализма".  Не утратив  духовной
связи  с  отечеством,  Н.Трубецкой  принимал
активное  участие  в  евразийском  движении,
видя в  нем "духовный  мостик",  связывающий
русское эмигрантское зарубежье с Россией.
     Статья   "Об    истинном    и    ложном
национализме" печатается  по:  Исход  к  Во-
стоку. Предчувствия и свершения. Утверждение
евразийцев. София, 1921. С. 71-86.
     1. Здесь и  далее автор  излагает  идеи
своей книги  "Европа и человечество". София,
1920.
     2. Панславизм        -        идеология
всеславянского  единения   под   главенством
"русского племени".  Во второй  половине XIX
в. в трудах Н.Я.Данилевского, и И.С.Аксакова
панславизм приобрел  откровенно политический
характер.
     3. К   ранним    славянофилам   относят
И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, К.С.Аксакова,
Ю.Ф.Самарина.



                      349

     Статья  "Русская  проблема"  печатается
по:  На   путях.   Утверждение   евразийцев.
Москва; Берлин, 1922. С. 294-317.
     Статья "О  туранском элементе в русской
культуре",  "Мы  и  другие"  печатаются  по:
Евразийский временник.  Берлин, 1925. Кн. 4.
С. 351-377. С. 66-82.
     Статья  "Общеевразийский   национализм"
печатается по:  Евразийская хроника.  Париж,
1927. Вып. 9. С. 24-31.


     Савицкий Петр  Николаевич  (1895-1965),
родился в  г. Чернигове, автор  ряда крупных
исследований   в    области   экономики    и
экономической       географии.        Ученик
В.И.Вернадского  и   П.Б.Струве.  Во   время
гражданской войны  оказался  в  Севастополе.
Эмигрировал   сначала    в   Болгарию,   где
редактировал журнал "Русская мысль", затем в
Чехословакию. Заведовал  кафедрой  экономики
Русского аграрного института. Читал лекции в
Русском свободном  университете.  В  1921 г.
вместе с Н.С.Трубецким возглавил евразийское
движение. На  протяжении 10  лет его истории
был  редактором   евразийских   изданий,   в
которых  ему   принадлежат  исследования  по
проблемам экономики  и геополитики. Во время
оккупации   Гетлером    Чехословакии    стал
директором русской гимназии. В 1945 г. после
освобождения  Праги   арестован   советскими
чекистами и  осужден на  10 лет  лагерей.  В
1956 г. реабилитирован и вернулся в Прагу. В
новой Чехословакии  работал в качестве члена
государственной   комиссии    по    аграрной
географии, был  арестован за  сборник стихов
"Посев", в котором нашла отражение "лагерная
тема". Псевдоним  - Востоков,  Любанский. До
1940 г. было опубликовано 178 статей и книг.
После 1940 г.  - еще  17.  Основные  работы:
"Географические особенности России. Часть 1-
я. Растительность и почва" (1927); "Россия -
особый географический  мир" (1927); статьи -

                      350

"Евразийство" (1925),  "Хозяин и  хозяйство"
(1925), "В  борьбе за  евразийство"  (1930).
Умер в Праге.
     Статья "Два  мира"  печатается  по:  На
путях:  Уветверждение   евразийцев.  Москва;
Берлин, 1922. С. 9-27.
     1. Имеется   в   виду   период   упадка
александрийской культуры,  центром,  которой
был г. Александрия  с 3 в.  до н.э,  по 7 в.
н.э.
     Статья "Степь  и оседлость"  печатается
по: На  путях:  Утверждение  евразийцев.  С.
341-355.
     Статья  "Евразийство"   печатается  по:
Евразийский временник.  Берлин, 1925. Кн. 4.
С. 5-26.
     Статья "Хозяин  и хозяйство" печатается
по:  Евразийский  временник.  Берлин,  1925.
Кн. 4. С. 406-445.
     Алексеев  Николай   Николаевич   (1879-
1964),   теоретик   государства   и   права,
философ. Родился  в семье  профессионального
юриста и, следуя семейной традиции, поступил
на   юридический    факультет    Московского
университета. Во время учебы был исключен из
университета с "волчьим билетом" и подвергся
аресту    за    участие    в    студенческих
"беспорядках".   По   общей   амнистии   был
восстановлен  в   университете  и  продолжал
учебу  у   профессора  П.И.Новгородцева.  За
блестящие успехи был оставлен в университете
по кафедре  философии права.  В 1907 г.  ко-
мандирован  за  границу  для  продолжения  и
совершенствования образования.  Для этого он
использовал все возможности: слушал лекции и
работал  в   семинарах  А.Риля,   Г.Зиммеля,
В.Виндельбанда,  Г.Когена,   А.Бергсона.   В
1911 г.,  по  возвращении  в  Москву,защитил
магистерскую диссертацию "Науки общественные
и      естественные      в      историческом
взаимоотношении  их   методов".  С   1912 г.
Алексеев  -  штатный  профессор  Московского
университета. Основная сфера его научных ин-

                      351

тересов -  философия  государства  и  права.
Главные  работы   в  этой  области:  "Основы
философии     права"     (1924),     "Теория
государства.     Теоретическое      государ-
ствоведение,   государственное   устройство,
государственный   идеал"    (1931),    "Идея
государства.  Очерки   истории  политической
мысли  "   (1955),  "Русская  империя  в  ее
исторических истоках" (1958).
     Как  специалист  Н.Н.Алексеев  принимал
активное участие  в  юридической  подготовке
Учредительного собрания. В жестких коллизиях
гражданской войны  оказался  в  Симферополе,
где некоторое  время проработал  профессором
Таврического   университета,    но    вскоре
эмигрировал. В 1922 г. был приглашен в Прагу
профессором      русского       юридического
факультета. Здесь  он  сблизился  с  кружком
будущих участников  евразийского движения. С
1927 г. регулярно  участвовал в  евразийских
изданиях. К  работам этого цикла принадлежат
публикуемая статья "Евразийцы и государство"
(1927),  а  так  же  "Советский  федерализм"
(1927), "Евразийство  и марксизм"  (1929)  и
более   поздняя    "Русское   западничество"
(1958).  Эмиграция   обрекла  Алексеева   на
вынужденные скитания:  Прага, Берлин, Париж,
Женева, Белград.  Здесь, после  освобождения
Югославии, он  восстановил  свое  российское
(советское) гражданство.  Однако  вследствие
ужесточения   отношений    между   СССР    и
Югославией был  снова вынужден эмигировать в
Швейцарию, где и прожил до конца своих дней.
     Статья   "Евразийцы    и    госдарство"
печатается по:  Евразийская хроника.  Париж,
1927. Вып. 9. С. 31-39.
     1. Монашеский  орден  иезуитов  основан
Игнатием Лойолой  в  1534 г.  Имеет  жесткий
устав, требующий бесприкословного подчинения
низших  по   рангу  членов   ордена  высшим,
включающий соглядатайство  и доносительство.
Его тайная  цель -  господство над  миром  к
"вящей славе  Божией", в  достижении которой

                      352

допускаются   любые    средства   ("цель   -
оправдывает средства"),  в том  числе тайное
проникновение  в   господствующие  и  другие
политические структуры.  В  1610 г.  иезуиты
образовали в Парагвае Иезуитское государство
в соответствии  с принципами  "христианского
социлазима". Оно просуществовало до 1768 г.
     2. Масоны, или  франкомасоны (от франц.
- вольные  каменщики), -  тайное религиозно-
этическое  общество,   возникшее  в   начале
XVIII в.  и   распространившееся  во  многих
странах  Европы,   в  том  числе  в  России.
Идеальная  (утопическая)  цель  масонства  -
образование всемирного братства, трактуемого
в зависимости  от направления, в либеральном
или   реакционном    духе.   В    символико-
ритуализированном  уставе   масонов   многие
атрибуты   заимствованы   из   средневековых
рыцарских и религиозных орденов.
     3. Каббала  -   мистическое  течение  в
иудаизме,  развитое  в  XIII в.,  сочетающее
пантеистические    идеи     платонизма     с
мистическими идеями гностицизма.
     4. Заволжские старцы - сподвижники Нила
Сорского, образовавшего  в  конце  XVI в.  В
Заволжье     близ     Кириллово-Белозерского
монастыря  Сорскую   пустынь  (неофициальный
монастырь),     объединившие     противников
политики,  проводимой  Иосифом  Волоцким,  в
частности  огосударствления  церкви,  против
церковной   (монастырской)    собственности.
Отсюда их  характеристика как  нестяжателей.
Движение    нестяжателей    было    осуждено
официальной церковью как еретическое.
     5. П.Н.Милюков, лидер  партии  кадетов;
Марков (2-ой), шеф "Союза русского народа" и
"Союза Михаила  Архангела";  "николаевцы"  -
члены   "Русского   монархического   союза";
А.Ф.Керенский     -      член     Временного
правительства от партии эсеров.
     6. Здесь   Алексеев   использует   идеи
Н.Ф.Федорова о  воскрешении отцов,  о народе
как совокупности  всех  поколений:  умерших,

                      353

живых и будущих. Идеи Федорова были взяты на
вооружение евразийцами.
     7. Алексеев имеет  в  виду  Конституцию
СССР 1924 г.  Конституция 1977 г.  исправила
это "противоречие",  включив ст. 6, согласно
которой   КПСС   является   "руководящей   и
направляющей  силой   советского   общества,
ядром ее политической системы".


     Карсавин  Лев  Платонович  (1882-1952),
русский  религиозный   философ   и   историк
культуры.  Родился   в  Петербурге  в  семье
известного   танцовщика.   Его   мать   была
племянницей А.С.Хомякова,  духовную связь  с
которым Карсавин  ощущал всю жизнь. Закончил
исторический    факультет     Петербургского
университета, где его учителем был известный
историк-медиевист    И.М.Гревс,    прививший
Карсавину интерес  к средневековой культуре,
к истории  религии в частности. После стажи-
ровки в  Италии и  на Юге  Франции  Карсавин
возвратился в  Петербургский  университет  в
качестве профессора.  Здесь обозначился круг
его научных интересов. Основные работы этого
периода: "Очерки  религиозной жизни Италии в
XII-XIII веках (1912), "Основы средневековой
религиозности  в   XII-XIII  веках"  (1915),
"Культура  Средних  Веков"  (1919)  и  чисто
богословская "Saligia"  (1919). Одновременно
он много  работал в  области историософии. К
числу  работ   этого   направления   следует
отнести:  "Введение   в   историю"   (1920),
"Восток,  Запад   и  русская  идея"  (1922),
"Философия истории"  (1923). В  это же время
под  влиянием   идеи  всеединства   Карсавин
обратился  к   религиозной  философии,   что
совпало по времени с принудительной высылкой
его  из   России.  Во   время   эмигрантских
мытарств  он   сблизился  с  евразийцами.  В
евразийстве Карсавина привлекало обращение к
русской православной  традиции и мессианская
идея великого  исторического  предназначения

                      354

России. В  1925 г. появилась  его  первая  в
евразийском издании статья, написанная еще в
ключе сугубо религиозной философии, - "Уроки
отреченной  веры".   Карсавин  быстро  занял
идейно-лидирующее положение в этом движении.
Одновременно     становится     одним     из
ответственных     редакторов      парижского
еженедельника  "Евразия",  занявшего  особую
позицию в  отношении к  Советской  власти  и
большевикам. От  религиозной ретроспекции  и
реабилитации русской  истории он  перешел на
крайне "левые"  позиции, пытаясь оправдать с
точки зрения  истории  русскую  революцию  и
большевизм. В  1929 г.  Карсавин  отошел  от
движения.   По    приглашению   своего   од-
нокурсника,   премьер-министра   Литвы,   он
принял кафедру всеобщей истории в Каунасском
университете.  В   1940 г.  по  обвинению  в
антисоветской  деятельности   Карсавин   был
арестован      органами      государственной
безопасности и  заключен в  режимный  лагерь
Абези,  где   и  скончался   в  1952 г.   от
туберкулеза.
     Статья "Основы политики" печатается по:
Евразийский временник. Париж, 1927. Кн 5. С.
185-239.
     1. Имеется в виду статья Н.С.Трубецкого
"О    государственном    строе    и    форме
правления"//Евразийская   хроника.    Париж,
1927. Кн. 8.
     2. Напомним, что  статья  Л.П.Карсавина
написана в  1927 г., когда  фашизм заявил  о
себе  еще   только  в   итальянском  анархо-
синдикалистском   варианте.   Что   касается
коммунистической  партии,  которая  к  этому
времени   "выполнила    свою    историческую
задачу",   то,    согласно    идеологическим
установкам  евразийцев,   эта   историческая
задача состояла в отрыве Росии от буржуазной
европейской культуры.
     3. Имеется в  виду статья Н.Н.Алексеева
"Советский федерализм" (1927).


                      355

     4. Имеется  в  виду  работа  С.Л.Франка
"Собственность и социализм".
     5. Имеется в  виду статья П.Н.Савицкого
"Хозяин и хозяйство" (Евразийский временник.
Берлин, 1925. Кн. 4). См. нашу публикацию.
     "Евразийство (формулировка  1927 г.)" -
второй, более  сжатый  вариант  программного
документа  евразийского   движения.  В   нем
сохранены основные  идейные принципы первого
варианта,  опубликованного   в   1926   году
отдельной    брошюрой.     Печатается    по:
Евразийская хроника. Прага, 1927. Вып. 9. С.
3-14.


     Флоровский  Георгий  Васильевич  (1893-
1979), религиозный философ и богослов. После
окончания           историко-филологического
факультета   Одесского    университета   был
оставлен при  университете для специализации
по философии. После революции эмигрировал. С
1926  по   1939 г.  профессор  патристики  в
Православном   Богословском    институте   в
Париже. В 1932 г. принял священнический сан.
С    1948 г.    -    профессор    и    декан
Св. Владимирской Духовной  академии  в  Нью-
Йорке.  Его   основные  труды,   посвященные
богословской  и   историко-философской  про-
блематике,  -  "Смерть  на  кресте"  (1930),
"Пути русского богословия" (1937).
     В   своем    движении   к    богословию
Г.В.Флоровский прошел,  по его  собственному
выражению,  "евразийский   соблазн".  Уже  в
первом евразийском издании "Исход к Востоку"
(1921)  он   поместил  статью   "О   народах
неисторических", в  которой развивалась идея
Н.С.Трубецкого   о    культурно-исторической
равноценности   народов   "исторических"   и
"неисторических",    об    "импровизационной
непредрешенности" исторического  процесса. В
этой статье  прочерчена связь евразийства со
славянофилами и  принципиальное  отличие  от
них: в  то время как славянофилы выводят ис-

                      356

торическую миссию  России  из  ее  прошлого,
евразийство   ориентировано    на   ее   не-
реализованное будущее. В сборнике "На путях.
Утверждение  евразийцев"  (1922)  Флоровский
вместе   с   Трубецким   поставил   проблему
национальных  отношений;   предложенное   им
решение этой  проблемы актуально  и сегодня.
Однако   уже    в   1928 г.    в   следствие
наметившегося   раскола   евразийства,   его
откровенной политизации,  Флоровский открыто
порвал  с   движением,  опубликовав   статью
"Евразийский соблазн", сыгравшую важную роль
в   развенчании    политической    идеологии
евразийства.
     Статья "Евразийский соблазн" печатается
по:  Современные   записки.   Париж,   1928.
Кн. 34. С. 312-346.
     1. Эпиграф  из   баллады   А.К.Толстого
"Песня о походе Владимира на Корсунь".
     2. Из  стихотворения  А.К.Толстого  "Он
водил по струнам; упадали..."
     3. Библия. Пс. 137,5.
     4. Из    стихотворения     А.С.Хомякова
"России". См. нашу публикацию.
     5. Библейский   образ   пророка   Илии,
гонимого и  вновь являющегося  в  "торжестве
духа и силе".
     6. Имеется   в    виду    "максимализм"
евразийцев,  отличный   от   анархо-синдика-
листского и большевистского.
     7. Соловьев В.С. Русская идея // Соч. В
2 т. М., 1989. Т. 2. С. 220.
     8. Из    стихотворения     А.С.Хомякова
"России".
     9. Имеются в  виду книга Н.С.Трубецкого
"Европа  и   человечество"  (София,   1920),
послужившая  одним   из  идейных  источников
евразийства,  и   публикуемая  нами   работа
Л.П.Карсавина "Основы политики".
     10. Имеется      в      виду      книга
В.Ф.Одоевского, в частности ее Эпилог.
     11. Хотя    основоположником     теории
культурно-исторических    типов    считается

                      357

Н.Я.Данилевский, Г.В.Флоровский  ведет ее от
Герцена через  Данилевского к Леонтьеву, что
имеет определенное основание.
     12. Данилевский Н.Я.  Россия и  Европа.
СПб., 1889. С. 124.
     13. Имеется     в      виду      статья
Н.С.Трубецкого     "Религия      Индии     и
христианство"   (На    путях.    Утверждение
евразийцев. Москва; Берлин, 1922).
     14. Здесь критически излагается одно из
центральных   положений    евразийства    об
азийских   основах    русской   культуры   и
государственности, сформулированное в работе
П.Н.Савицкого "Степь  и оседлость" (см. нашу
публикацию)  и   развитое  затем  в  брошюре
"Наследие  Чингисхана",   опубликованной   в
1927 г. под криптонимом И.Р.
     15. Далее   критически    анализируются
основные  положения  евразийской  идеологии,
изложенные    в    программных    документах
"Евразийство"   в   формулировках   1926   и
1927 гг.
     16. Евангелие Мф. 11, 12.
     17. Пелагианство -  еретическое  учение
по   имени   его   основоположника   Пелагия
(ок. 360  -  после  419 гг.),  проповедующее
возможность преодоления греховности человека
естественными  силами,   противопоставляется
учению о благодати.
     18. Иерусалим   символизирует   Царство
Божие, стены  (устои) которого закладываются
уже в посюсторонней жизни.


     Кизеветтер   Александр    Александрович
(1866-1933) -  русский  историк,  публицист,
политолог. Окончил  Московский  университет,
где   занимался    русской   историей    под
руководством  В.О.Ключевского.   В   1903 г.
получил степень  магистра русской истории за
труд "Посадская  община  в  России  в  XVIII
веке",   с   этого   времени   приват-доцент
Московского  Университета.   В  1909 г.   за

                      358

работу "Городовое  положение  Екатерины  II"
ему была  присуждена степень доктора русской
истории. После  1911 г. преподавал на Высших
женских курсах  и в  Коммерческом институте.
Вместе с  П.Б.Струве  активно  участвовал  в
распространении   внеуниверситетского    об-
разования  в   России.   В   1912 г.   вышли
"Исторические очерки", принесшие ему широкую
известность. Редактировал  "Русскую  мысль";
начиная с  основания "Союза  освобождения" -
активный член  партии  кадетов;  депутат  от
Москвы  Второй   Государственной   Думы.   В
1922 г. был  выслан за  пределы  России.  За
границей активно участвовал в жизни русской,
продолжал научную  работу,  читал  лекции  в
Пражском Карловом университете на протяжении
10 лет  в Праге  возглавлял Русский  истори-
ческий  архив;  сотрудничал  в  "Современных
записках".  К   евразийству  сразу   отнесся
отрицательно и  был одним из самых серьезных
его    оппонентов.    Развернутая    критика
евразийской   концепции    дана   в   статье
"Евразийство".
     Статья  "Евразийство"   печатается  по:
Русский экономический  сборник. Прага, 1925.
Вып. 3. С. 50-65.
     1. Несколько позже  эта программа  была
опубликована     в      двух     документах:
"Евразийство.     Опыт      систематического
изложения"     (1926)     и     "Евразийство
(формулировка 1927 г.)".


     Бердяев  Николай  Александрович  (1874-
1948),  русский  философ  неоромантического,
близкого  к  религиозному  экзистенциализму,
направления.  В  начале  своего  творческого
пути  увлекался   марксизмом.  В  дальнейшем
резко порвал  с  марксизмом  и  обратился  к
религиозной    философии.    Этот    процесс
завершился  участием   в  вызвавшим  большую
полемику сборнике "Вехи" и публикацией книги
"Философия  свободы"   (1911).  Окончательно

                      359

мировоззрение  Бердяева   сложилось  в  годы
первой    мировой    войны,    когда    была
опубликована   его   концептуальная   работа
"Смысл   творчества"   (1916).   Работы   по
социальной философии  этого периода  вошли в
книгу "Судьба России" (1918).
     После  Октября   Бердяев   был   избран
профессором    Московского     университета,
основал Вольную  академию духовной культуры.
В 1922 г.  с большой группой других философв
и ученых  он был выслан из Советской России.
Дальнейшая его  жизнь и научная деятельность
тесно связаны с русской эмиграцией в Париже.
Здесь  он  издавал  журнал  "Путь",  активно
участвовал в  издании  журнала  "Современные
записки",  здесь   же  увидели  свет  и  его
основные философские  труды,  принесшие  ему
мировую известность: "Философия неравенства"
(1923),  "Смысл   истории"  (1923),   "Новое
средневековье"   (1924),    "О    назначении
человека"  (1931),   "Опыт  эсхатологической
метафизики" (1947),  "Самопознание"  (1949).
За рубежом  Бердяев известен  как  виднейший
представитель русской религиозной философии,
пропагандист русской  культуры. В этом русле
написаны его  работы "Русская  идея" (1946),
"Истоки  и   смысл   русского   коммунизма",
вышедшая на  английском языке  в 1937 г., на
русском - в 1955 г. Незатухающим интересом к
судьбам русской  культуры продиктовано и его
участие в полемике с евразийцами.
     Статья    "Евразийцы"     -    рецензия
Н.А.Бердяева на  сборник  "Евразийский  вре-
менник" (Берлин, 1925. Кн. 4) печатается по:
Путь. 1925.№ 1. С.134-139.
     1. Бердяев, по-видимому,  имеет в  виду
свою работу "Новое средневековье" (1924).
     2. Патристика  -   доктриальное  учение
христианских мыслителей,  - отцов  церкви 2-
8 вв.  Каподакийскому   кружку  (4-5 вв.)  -
Василий   Великий,    Григорий    Низианзин,
Григорий     Нисский     -     приписывается
систематизация христианской доктрины.

                      360

     Статья "Утопический этатизм евразийцев"
является реакцией  Бердяева на теоретические
положения официального  документа евразийцев
"Евразийство.     Опыт      систематического
изложения",  вышедшего   в  свет   отдельной
брошюрой  в   1926 г.   Критический   анализ
евразийского  этатизма,   данный  Бердяевым,
вполне может  быть отнесен  и к формулировке
1927 г., равно как и к евразийской концепции
государственного устройства  России в целом.
Основными    теоретиками     государственно-
правовых   идей    евразийцев   и   авторами
соответствующего  раздела   документа   были
Н.Н.Алексеев    и    Л.П.Карсавин.    Статья
печатается по: Путь. 1927. № 8. С.141-144.
     1. "Путь",       религиозно-философский
журнал, основанный  Н.А.Бердяевым в Париже в
1925 г.,       ориентированный        против
монархической  реакции   и   реставрационных
иллюзий консервативной  эмиграции  в  защиту
гуманистических традиций русской культуры.
     2. "Сменовеховство",       политическое
направление,  получившее  свое  название  от
сборника "Смена  вех", изданного  в Праге  в
1921 г.  группой   идейно  близких   авторов
(Н.В.Устрялов,  Ю.В.Ключников,  С.С.Чахотин,
Ю.Н.Потехин). По  аналогии  и  в  противовес
"Вехам" "сменовеховцы"  выступили с призывом
признать   совершившуюся   революцию   и   к
сотрудничеству с Советской властью в расчете
на ее  перерождение. В  то время как русская
либеральная     эмиграция      увидела     в
"сменовеховстве"   предательство    духовных
ценностей      русской       культуры      и
приспособленчество к большевистскому режиму,
большевики, с  удовлетворением  отметив  сам
факт  выхода   сборника,  оценили   его  как
открытую   вылазку    "классового    врага",
выражающую  "настроения   тысяч  и  десятков
тысяч всяких буржуев или советских служащих,
участников   нашей    новой    экономической
политики" (Ленин).


                      361

     3. Утопичность   этатизма    евразийцев
Бердяев связывает  с  их  отходом  от  эсха-
тологических идей христианства о наступлении
царства Божьего  после второго  пришестия по
ту  сторону   земной  истории   и   попыткой
утверждения  Божьего  царства  в  этом  мире
путем  оцерковления   государства,   которое
охватит все сферы жизни. По мнению Бердяева,
политика, ориентированная  на  такой  исход,
или   обречена   оставаться   утопией,   или
приведет к  образованию царства антихриста в
лице тоталитаризма.


     Степун  Фёдор  Августович  (1884-1965),
русский философ,  представитель критического
трансцендентализма,    историк     культуры,
публицист. В  продолжении семи  лет изучал в
Гейдельбергском   университете    философию,
историю,       политическую        экономию,
государственное право,  историю искусств.  В
1910 г. вернулся в Россию, принимал активное
участие в  русском издании  журнала "Логос".
Участвовал  в   первой  мировой  войне,  был
ранен. После Октября 1917 г. по рекомендации
А.В.Луначарского    исполнял     обязанности
режиссера    и    заведующего    репертуаром
"показательного театра  революции", но после
постановки "Царя  Эдипа" Софокла  был снят с
этой должности.  В  1922 г.  был  выслан  из
Советской России  и с  этого времени до 1965
 г. постоянно  жил в  Мюнхене. Был  одним из
основателей  и   редактором  журнала  "Новый
град". Во  время гитлеризма  на  печатные  и
устные  выступления   Степуна  был   наложен
запрет. В  эмиграции  им  были  опубликованы
книги:   "Жизнь    и   творчество"   (1923),
"Основные проблемы театра" (1923), "Бывшие и
несбывшееся" в  2-х томах  (1956), "Встречи"
(1962). Постоянно  публиковался  в  журналах
"Новый   град",    "Современные    записки",
последнее время в "Новом журнале".


                      362

     Статья "Россия  между Европой  и Азией"
печатается по:  Новый журнал. 1962. № 69. С.
251-277.
     1. Из    письма     В.С.Соловьева     к
В.Л.Величко от 3 июня 1897 г.
     2. Из    стихотворения    В.С.Соловьева
"Панмонголизм".
     3. Из стихотворения  В.С.Соловьева  "Ex
oriente lux".
     4. См. Вяч.Иванов. О русской идее // По
звездам. СПб., 1909.
     5. Из стихотворения  Вяч.Иванова "Месть
мечная".
     6. Из стихотворения  А.Блока "Русь моя,
жизнь моя, вечно ль нам маяться?".
     7. Из стихотворения  А.Белого "Из  окна
вагона".
     8. Эта тема развивается Ф.М.Достоевским
в "Дневнике  писателя" за  1881 г. в гл. III
"Геок-Тепе. Что  такое для  нас Азия?"  и  в
гл. IV "Вопросы и ответы" //Полн. собр. соч.
В 30 т. Л., 1984. Т. 27.
     9. Из      стихотворения      Н.Клюева,
начинающегося цитируемыми словами.
     10. См.     нашу     публикацию     ст.
Н.С.Трубецкого.
     11. См.  И.Кириллов.  Третий  Рим.  М.,
1914.
     12. "Логос"       -       международный
еженедельник по философии культуры. В России
издавался  с   1910   по   1914 г.   группой
философов, в которую входили А.И.Введенский,
Э.Л.Радлов,     Н.О.Лосский,      С.Л.Франк,
Ф.А.Степун.
     13. Неточное     цитирование     оценки
творчества Гёте  из  рецензии  И.С.Тургенева
"Фауст". См.  Тургенев И.С. Полн. собр. соч.
и писем. В 28 т. М.; Л., 1960. Т. 1.
     14. Из писем  Ф.М.Достоевского к  брату
М.М.Достоевскому      от       1      января
1840 г.//Полн. собр. соч. Т. 28.  Кн. 1.  С.
69.


                      363

     15. Отрывок  из  стихотворения  Шиллера
"Отречение"  приведен   здесь   в   переводе
Н.Чуковского:
                              О     вечность
жуткая, стою, вздыхаю
                              У        входа
твоего.
                              Свидетельство
на счастье я вручаю,
                              Его   тебе   я
целым возвращаю,
                              О счастье я не
ведал ничего".
                                        Фрид
рих Шиллер. Собр.соч. М., 1955. Т. 1.

     16. Белинский В.Г.   Полн.собр.соч. М.;
Л., 1948. Т. 11. С. 248.
     17. См.:  Шиллер  Ф.  Преступник  из-за
потерянной чести  // Шиллер Ф. Собр.соч. В 7
т. Т. 3.
     18. Эпилог    из    поэмы    Н.В.Гоголя
"Кюхельгартен".
     19. "Вехи"     изданы     в     1900 г.
Перечисленные Ф.Степуном авторы к этому вре-
мени отошли от марксизма.
     20. Киреевский   И.В.    О    характере
просвещения  Европы   и  его   отношении   к
просвещению  России   //   Киреевский   И.В.
Критика и эстетика. М., 1979. С. 274.


     Федотов Георгий  Петрович  (1886-1951),
историк,   философ    культуры,   публицист.
Родился в  Саратове. В  1904 г.  поступил  в
Петербургский   технологический    институт.
Однако за  участие в  социал-демократическом
движении был  арестован и выслан за границу,
где и завершил свое образование в Берлинском
и  Иенском  университетах.  В  1914 г.  стал
приват-доцентом Петербургского,  а в 1920 г.
-  профессором   Саратовского  университета.
Однако политическая  нестабильность  револю-

                      364

ционной   эпохи   побудила   его   уйти   из
университета. Вместе  с Брокгаузом и Эфроном
участвовал  в   издании   энциклопедического
словаря,  закончил  монографию  "Абеляр".  В
1925 г. Федотов покинул Россию и поселился в
Париже, где  стал  профессором  Православной
богословской академии.  Во время  фашистской
оккупации  Парижа  переехал  в  Нью-Йорк.  В
эмиграции он  основал журнал  "Новый  град",
сотрудничал     в     журналах     "Версты",
"Современные записки", "Новый журнал". Здесь
протекала  его  научная  и  публицистическая
деятельность, посвященная  истории и судьбам
России.  Федотов   верил  в   возрождение  и
истортическую миссию  России. Эта вера нашла
отражение  в   книге  "И   есть   и   будет.
Размышления о  России и революции" (1932). В
отношении  к   России  он   продолжал  линию
Вл.Соловьева.    Чтобы     сохранить    свою
многонациональную  природу   и  не  утратить
всечеловечности культуры,  считал он, Россия
должна вступить на путь политической свободы
и духовного возрождения народа.
     Все основные  сочинения Федотова, в том
числе на английском языке, посвящены России:
ее истории,  культуре, ее  будущему. Позднее
они  были  собраны  в  трудах  "Новый  град"
(1952),  "Лицо   России"  (1967),   "Россия,
Европа и мы" (1973, "Тяжба о России" (1982),
"Защита России" (1988).
     Статья   "Судьба    империй"    впервые
опубликована в  "Новом  журнале".  Нью-Йорк,
1947,  № 16.  Печатается  по:  Федотов  Г.П.
Новый град. Нью-Йорк, 1952. С. 171-200.
     1. Бог через  пророка Иону  предупредил
погрязших  в   грехах  жителей   Ниневеи   о
грозящей  им   каре.  Но   поскольку  жители
Ниневеи раскаялись,  Бог на  время  отвратил
кару. Город  был разрушен  спустя  200  лет.
Отсюда "отсрочка".
     2. Кирилло-Мефодиевское   братство    -
тайная политическая  организация  украинской
разночинной интеллигенции.  Основано в Киеве

                      365

в    1845    году.    Его    членами    были
Н.И.Костомаров,  Т.Г.Шевченко   и  др.  Цель
братства:  ликвидация  крепостного  права  и
борьба     за     создание     всеславянской
федеративной  республики.  Организация  была
разгромлена царской властью.
     3. Воссоединение   (уния)   Украины   с
Россией было  провозглашено на Переяславской
Раде: в 1654 году гетманом Б.Хмельницким.
     4. Федотов,   по-видимому,    связывает
"рождение  украинской   нации"   с   провоз-
глашением 4  марта 1917 г. Центральной Рады,
имевшей  свои   организации  на   местах   и
охватывавшей   различные    слои   общества.
Возглавил   Центральную    Раду   украинский
просветитель  М.С.Грушевский.  Первоначально
Рада провозгласила  принцип федеративности в
составе России (Акт 11 июня 1917 г.). Однако
позже в силу разных причин в ней возобладали
тенденции на "самостийность".
     5. Младотурки,   европейское   название
турецкой           буржуазно-демократической
организации, возглавившей революцию 1908 г.,
оказала определенное  влияние на возрождение
национального самосознания тюркских народов,
в том  числе России.  На этой почве получила
распространение    идеология    пантюркизма,
панисламизма.
     6. Действительно, большевики, признавая
право на  самоопределение, т.е.  образование
самостоятельных государств  за всеми нациями
(9    пункт    Программы    РСДРП),    резко
отрицательно   относились    к    федерации.
"Марксисты, -  писал В.И.Ленин  в 1913 г., -
разумеется, относятся  враждебно к федерации
и   децентрализации".    И    даже    будучи
вынужденными    пойти     на    федеративное
устройство      Российской       республики,
рассматривали его  как переходную  форму  "к
единому  демократическому  централизованному
Советскому государству". Федеративно-сепара-
тистские   принципы    остаивали    Польская
социалистическая   партия   (ППС),   партии,

                      366

входившие в  состав  Украинской  Центральной
Рады, армянская партия Дашнакцутюна.


                      367

                              
                              
                     ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

     Аббасиды, династия  арабских халифов  в 750-1258  гг. К
этой династии  принадлежит легендарный  Харун ар-Рашид (786-
809).
     Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), русский публицист и
общественный   деятель,    один   из    идеологов   позднего
славянофильства.
     Аксаков Константин  Сергеевич  (1817-1860),  публицист,
литератор и общественныйл деятель, один из идеологов раннего
славянофильства.
     Аксаков   Сергей    Тимофеевич   (1791-1859),   русский
писатель,  автор   автобиографических   повестей   "Семейная
хроника", "Детские годы Багрова внука".
     Александр I (1777-1825), российский император с 1801 г.
     Александр III  (1845-1894), российский император с 1881
г.
     Александр (Великий) Македонский (356-323 до н.э.).
     Алексеев   Николай    Николаевич    (1879-1964).    См.
комментарий к нашей публикации.
     Альба Альварес  де Толедо Фернандо (1507-1582), герцог,
испанский военоначальник  и государственный деятель. Вошел в
историю как жестокий тиран.
     Амвросий Медиоланский  (ок. 339-397), церковный деятель
и богослов.
     Анаксагор (500-428 до н.э.).
     Андреев   Леонид    Николаевич   (1871-1919),   русский
писатель-символист. Автор  цикла философских  драм -  "Жизнь
человека", "Иуда Искариот", "Анатема".
     Аристотель (384-322 до н.э,).
     Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (1880-1966).

     Байрон Джордж Ноэль Гордон (1788-1824).
     Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844), русский поэт
пушкинского круга.
     Батый (Бату) (1208-1255), хан Золотой Орды. Завоеватель
Руси  (1237-1238   гг.).  С   его  именем   связано   начало
трехсотлетнего татаро-монгольского ига на Руси.
     Баязит  (Баязет)   Молниеносный  (1354-1403),  турецкий
султан, вел завоевательные войны в Малой Азии и на Балканах.
Разгромлен Тимуром.
     Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848).
     Белый Андрей  (Бугаев  Борис  Николаевич)  (1880-1934),
русский писатель и теоретик символизма.
     Бергсон   Анри    (1859-1941),   французский   философ-
интуитивист.
     Бердяев   Николай    Александрович   (1874-1948).   См.
комментарий к нашей публикации.
     Бернар   (д)    Клервоский   (1090-1153),   французский
церковный и политический деятель. Канонизирован католической
Церковью.
     Бёме  Якоб   (1575-1624),  немецкий   философ-самоучка.
Оказал большое влияние на философию романтизма.
     Блок Александр Александрович (1880-1921).
     Бонавентура (1221-1274),  философ-мистик, канонизирован
католической Церковью.
     Будда (санскр.,  букв. -  просветленный),  имя,  данное
основателю буддизма  Гаутаме (623-544 до н.э.). Одно из имен
- Шакья-Муни.
     Булгаков   Сергей   Николаевич   (1871-1944),   русский
религиозный философ,  экономист, богослов.  В  начале  своей
научной деятельности примыкал к легальному марксизму. Выслан
из Советской России.

     Вазари  Джорджо   (1511-1574),  итальянский  живописец,
архитектор, историк искусства.
     Варламий Хутынский  (?-1192), русский  святой, особенно
почетаемый в Новгороде Великом.
     Василий III  (1479-1533), великий  князь  Московский  с
1505 г.,  сыграл существенную роль в объединении Руси вокруг
Москвы.
     Вернадский Георгий  Владимирович (род.  в 1887 г.), сын
В.И.Вернадского, представитель  русского зарубежья. Историк,
по своей научной ориентации близкий к евразийству.
     Вико  Джамбатиста   (1668-1744),  итальянский   философ
истории,   основоположник   теории   циклического   развития
общества.
     Волоцкий Иосиф  (Иван Санин) (1439/40-1515), основатель
и   игумен    Иосифо-Волоколамского   монастыря.   Писатель.
Ревностный  поборник   национальной  Церкви,   в  борьбе   с
нестяжателями защищал церковную собственность.
     Вольней  Константин  Франсуа  (1757-1820),  французский
просветитель и ориенталист.
     Вольтер Мария Франсуа Аруэ (1694-1778).
     Врубель  Михаил   Александрович  (1856-1910),   русский
художник.

     Габсбурги, династия,  правившая в  Австрии с 1282 г., с
1804   г.   австрические   императоры.   Были   императорами
"Священной римской империи".
     Гамильтон Александер (1757-1804), один из руководителей
Войны за независимость в Северной Америке (1775-1683).
     Гаррингтон  Джеймс  (1611-1677),  английский  публицист
эпохи Английской буржуазной революции XVII в.
     Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831).
     Гельмольд (ок.  1125 - после 1177), немецкий миссионер,
автор "Славянской хроники".
     Гераклит Эфесский (конец 6 - начало 6 в. до н.э.).
     Геродот  (между   490  и   480  -  ок.  425  до  н.э.),
древнегреческий историк.
     Герцен Александр Иванович (1812-1870).
     Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832).
     Гиберти Лоренцо  (ок. 1381-1455), итальянский скульптор
обратившийся к опыту античного искусства.
     Гитлер (Шикльгрубер) Адольф (1889-1945).
     Гоголь Николай Васильевич (1809-1852).
     Горький Максим (Пешков Алексей Максимович) (1868-1936).
     Гофман  Эрнст   Теодор  Амадей   (1776-1822),  немецкий
писатель-романтик, теоретик эстетики романтизма.
     Грушевский  Михаил  Сергеевич  (1866-1934),  украинский
историк и  просветитель, идеолог  национального движения  на
Украине. В 1919 г. эмигрировал, в 1924 г. вернулся в УССР. С
1929 г.  академик   АН СССР.  Создатель  10-томной  "Истории
Украины - Руси".
     Гумилев Николай  Степанович (1886-1921),  русский поэт,
представитель акмеизма. Расстрелян ЧК по ложному доносу.

     Данилевский     Николай      Яковлевич     (1822-1885),
естествоиспытатель, идеолог  панславизма.  Автор  известного
труда "Россия  и Европа",  в котором  впервые была выдвинута
концепция культурно-исторических типов.
     Данте  Алигьери   (1265-1321),   поэт,   основоположник
итальянского литератураного языка.
     Дежнев  Семен   Иванович   (ок.   1605-1673),   русский
землепроходец. Открыл пролив между Азией и Америкой.
     Державин   Гаврила    Романович   (1743-1816),    поэт,
представитель русского классицизма.
     Джемс Джеймс Уильям (1842-1910), американский философ и
психолог.
     Добролюбов Николай Александрович (1836-1861).
     Достоевский Фёдор Михайлович (1821-1881).
     Драгоманов  Михаил   Петрович  (1841-1895),  украинский
историк,   фольклорист,   сторонник   культурно-национальной
автономии Украины.
     Дюги   Леон   (1859-1928),   основоположник   идеологии
надклассового синдикалистского  государства,  использованной
итальянским фашизмом.
     Дягилев  Сергей  Павлович  (1872-1929),  театральный  и
художественный   деятель,    основатель   объединения   "Мир
искусства", пропагандист русского искусства за рубежом.

     Екатерина   II    (Великая)   (1729-1796),   российская
императрица с 1762 г.
     Ермак  Тимофеевич   (?-1585),   казачий   атаман.   Ему
приписывается начало освоения русскими Сибири.

     Жуковский  Василий   Андреевич  (1783-1852),   поэт   и
переводчик, основатель русского романтизма.

     Зайцев Варфоломей  Александрович (1842-1882), публицист
и критик демократического направления.
     Заратуштра (Зароастр  - греч.)  (между  10  и  6 в.  до
н.э.),  пророк  и  реформатор  древней  иранской  религии  -
зороастризма. Ему приписывается авторство древнейшего текста
"Авесты".
     Зеньковский Василий  Васильевич (1881-1962), священник,
русский религиозный философ и богослов, известен как историк
русской философии. С 1919 г. в эмиграции.
     Зиммель Георг (1858-1918), немецкий философ и социолог,
представитель философии жизни.
     Зиновьев (Радомысльский) Григорий Евсеевич (1883-1937),
видный   деятель   РСДРП (б)   и   советского   государства.
Расстрелян как враг народа, посмертно реабилитирован.

     Иван I  Данилович (Калита) (?-1340), князь Московский с
1325 г., великий князь Владимирский с 1328 г.
     Иван IV  Васильевич (Грозный)  (1530-1584), с 1533 г. -
великий князь "Всея Руси", с 1547 г. - первый русский царь.
     Иванов   Александр   Андреевич   (1806-1858),   русский
художник, автор знаменитой картины "Явление Христа народу".
     Иванов Вячеслав  Иванович (1866-1949),  русский поэт  и
философ, представитель символизма.
     Иона (?-1461), первый русский митрополит с 1448 г.
     Иосиф   II    (1741-1790),    император    австрийский,
проводивший политику просвещенного абсолютизма.
     Ирвинг Вашингтон  (1783-1859),  американский  писатель,
основоположник американского романтизма.

     Кандинский  Василий   Васильевич  (1866-1944),  русский
художник, один из основоположников абстрактного искусства.
     Кант Иммануил (1724-1804).
     Карсавин Лев  Платонович (1882-1952). См. комментарий к
нашей публикации.
     Каутский Карл (1854-1938), один из лидеров и теоретиков
германской социал-демократии и II Интернационала.
     Керенский Александр Фёдорович (1881-1970), политический
деятель, эсер.  Один  из  лидеров,  затем  глава  Временного
правительства. После Октября эмигрировал.
     Кизеветтер  Александр  Александрович  (1866-1933).  См.
комментарий к нашей публикации.
     Киплинг Джозеф  Редьяр (1865-1936),  английский поэт  и
писатель.
     Кир  (Младший)   (ум.  в  400 г.  до  н.э.),  наместник
персидского царя  в Малой  Азии. Погиб  в борьбе  за царскую
власть.
     Кирилл Белозерский  (1337-1427),  русский  церковный  и
общественный   деятель.    Основатель   Кирилло-Белозерского
монастыря. Канонизирован Русской Православной Церковью.
     Киреевский  Иван  Васильевич  (1806-1856),  религиозный
философ, один из основоположников славянофильства.
     Клюев    Николай    Алексеевич    (1887-1937),    поэт,
представитель крестьянской поэзии.
     Ключевский  Василий   Осипович   (1841-1911),   историк
Российского государства.
     Коген  Герман   (1842-1918),  немецкий  философ,  глава
Марбургской школы неокантианства.
     Кондорсе  Жан   Антуан  Никола   (1743-1794),   маркиз,
французский философ-просветитель, автор теории прогресса.
     Конфуций    (Кун-цзи)     (ок. 551-479     до     н.э.)
древнекитайский мыслитель, основположник этико-политического
учения - конфуцианства.
     Костомаров  Николай  Иванович  (1817-1885),  русский  и
украинский  историк   и   писатель,   сторонник   украинской
культурно-национальной автономии.
     Кошелев Александр  Иванович  (1806-1883),  общественный
деятель славянофильского направления.
     Крупп, с  1811 г.  династия  металлургических  магнатов
Германии.
     Крюднер (Криденер) Варвара Юлия (1765-1825), баронесса,
проповедница мистицизма  пользовавшаяся влиянием при русском
дворе.
     Ксенофонт  (ок.   430-355  до   н.э.),  древнегреческий
историк.
     Ксеркс (?-465 до н.э.), персидский царь, начавший войну
против Греции, закончившуюся поражением персов.
     Купер   Джеймс    Фенимор   (1739-1851),   американский
писатель.
     Курбский   Андрей    Михайлович   (1528-1583),   князь,
полководец, отличившийся при взятии Казани. От преследований
Ивана Грозного  бежал в Литву. Известен также по переписке с
Грозным.
     Кювье Жорж  (1769-1832), французский  зоолог,  один  из
основоположников палеонтологии.  Известен как  автор  теории
катастроф.
     Кюхельбекер Вильгельм  Карлович (1797-1846), декабрист,
поэт, редактор  альманаха "Мнемозина",  отражавшего  взгляды
декабристов и кружка "любомудров".

     Ламанский  Владимир   Иванович  (1833-1914),   историк-
славист, сторонник панславизма.
     Лао-Цзи (4-3  в. до н.э.), древний китайский мыслитель,
основоположник даосизма.
     Лассаль  Фердинанд   (1825-1864),  философ,  публицист,
деятель немецкого рабочего движения.
     Лейбниц   Готфрид   Вильгельм   (1646-1716),   немецкий
философ,   математик,    языковед,    организатор    научной
деятельности.
     Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924).
     Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891), религиозный
философ,   писатель,   публицист.   Представитель   позднего
славянофильства.
     Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841).
     Линкольн Авраам (1809-1865), президент США (1861-1865),
возглавил борьбу против рабства.
     Лойола  Игнатий   (1491-1556),  испанский   религиозный
деятель, основатель ордена иезуитов.
     Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765), первый русский
ученый-энциклопедист, философ и поэт.
     Лондон Джек (1876-1916), американский писатель.
     Людовик Святой  IX (1214-1270),  французский  король  с
1226 г., организатор и активный участник Крестовых походов.
     Магницкий      Михаил      Леонтьевич      (1778-1844),
государственный деятель крайне реакционного толка.
     Мазепа  Иван  Степанович  (1644-1709),  гетман  Украины
(1687-1708).
     Мария Стюарт (1542-1587), шотландская королева, казнена
после  нескольких   лет  заключения.   Ее  судьба  послужила
прообразом многих художественных произведений.
     Марков (2) Николай Евгеньевич (1866-?), один из лидеров
"Союза русского  народа", "Союза  Михаила Архангела", символ
мракобесия.
     Маркс Карл (1818-1883).
     Мартен Анри (1810-1885), французский историк.
     Маршалл   Джордж    Кеэтлетт   (1880-1959),    генерал,
Государственный    секретарь     США,    инициатор     плана
восстановления и развития Европы (План Маршалла).
     Менгу-Тимур (Менге-Хан) (?-1282), внук Батыя, с 1266 г.
хан Золотой Орды. Поддерживал военное-союзнические отношения
с Русью.
     Мещерский  Владимир   Петрович   (1839-1914),   русский
издатель и публицист охранительно-консервативного толка.
     Милюков   Павел    Николаевич   (1859-1943),   историк,
публицист,  политический   деятель.  Один  из  организаторов
партии   кадетов.   Министр   иностранных   дел   Временного
правительства. После Октября эмигрировал.
     Михайловский   Николай    Константинович   (1842-1904),
социолог, публицист,  литатурный критик. Признанный теоретик
народничества.
     Моисей, библейский пророк.
     Мусоргский Модест Петрович (1839-1881), композитор.
     Муссолини Бенито  (1883-1945), глава фашистского режима
в Италии.

     Наполеон I  Бонапарт (1769-1821), французский император
с 1804 по 1814 г.
     Никитин  В.П.,   историк-ориенталист,  публиковался   в
евразийских изданиях.
     Никиш Артур   (1855-1922),  венгерский дирижер, деятель
культуры.
     Николай I (1796-1855), российский император с 1825 г.
     Николай II  (1868-1918), последний российский император
(1894-1917).
     Нил Сорский  (Николай Майков)  (ок. 1433-1508), русский
церковный  и   общественный  деятель.   Глава  нестяжателей.
Канонизирован Русской Православной Церковью.
     Нитти   Франческо    Саверно    (1868-1953),    идеолог
итальянского либерализма.
     Ницше Фридрих (1844-1900), немецкий философ культуры.
     Новалис (фон  Харденберг Фридрих) (1772-1801), немецкий
поэт и философ-романтик.
     Новгородцев Павел  Иванович (1886-1924), видный юрист и
философ, представитель неокантианства.

     Одоевский Владимир  Фёдорович (1803/1804-1869),  князь,
писатель, философ, эстетик, музыкальный критик. Председатель
"Общества  любомудрия".  Автор  философских  бесед  "Русские
ночи".

     Петерсон Алексей Николаевич (1851-1919), один из первых
русских  рабочих-революционеров.   Член  "Земли   и   воли",
"Северного союза русских рабочих".
     Петрарка Франческо (1304-1374).
     Пётр I Великий (1672-1725), царь с 1682 г., с 1721 г. -
император России.
     Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868).
     Пифагор Самосский (6 в. до н.э.).
     Платон (428-348 или 347 до н.э.).
     Плотин   (204/205-268/269),   основатель   философского
учения неоплатонизма.
     Плутарх  (ок. 45- ок. 127),   древнегреческий  историк,
писатель.
     Победоносцев Константин  Петрович (1827-1907),  юрист и
правовед. В 1880-1905 гг. обер-прокурор Синода, вдохновитель
охранительно-реакционной политики.
     Пугачев Емельян Иванович (1741/1742-1775), предводитель
Крестьянской войны 1773-1775 гг.
     Пуришкевич Владимир  Митрофанович (1870-1920),  русский
политический деятель утльрареакционного направления, один из
лидеров черносотенного движения.
     Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837).

     Радищев     Александр      Николаевич      (1749-1802),
основоположник   революционно-демократического   направления
русской общественной мысли. Революционер, философ, писатель,
поэт.
     Риенцо  Кола   ди  (1313-1354),  вождь  антифеодального
восстания 1347 г. в Риме.
     Риль Алоиз (1844-1924), немецкий философ, представитель
критического реализма.
     Романовы, русская  царская с  1613, а  затем с  1721 по
1917 г. императорская династия.

     Савицкий Пётр Николаевич (1895-1965). См. комментарий к
нашей публикации.
     Сад де (1740-1814), маркиз, французский писатель, автор
извращенно-эротических сочинений. Отсюда - садизм.
     Самарин Юрий  Фёдорович (1819-1876),  русский  философ,
представитель старшего поколения славянофилов.
     Сасаниды, династия иранских шахов с 224 - по 651 г.
     Сведенборг  Эмануэль   (1688-1772),  шведский  философ,
основатель теософского учения, оказавшего большое влияние на
романтиков.
     Святополк-Мирский  Д.П.,  князь,  литературный  критик,
редактор близкого евразийству журнала "Версты".
     Собеский  Ян   (1629-1696),  с   1674 г.  король   Речи
Посполитой. В 1688 г. освободил Вену от осады турок.
     Сократ (470/460-399 до н.э.).
     Соловьев Владимир  Сергеевич  (1853-1900),  религиозный
философ, поэт,  публицист, оказал  огромное влияние  на  все
последующее развитие русской философской мысли.
     Софокл (ок. 496-406 до н.э.).
     Скобелев  Михаил   Дмитриевич   (1843-1882),   генерал,
отличился в русско-турецкой войне под Плевной и при Шипке.
     Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879-1953).
     Степун Фёдор  Августович (1884-1965). См. Комментарий к
нашей публикации.
     Струве Глеб Петрович (1898-?). Сын П.Б.Струве. Историк,
литературный критик,  активный деятель  русского  зарубежья,
один из первых систематизаторов евразийской литературы.
     Струве Пётр Бернгардович (1870-1944), экономист, видный
политический деятель России.
     Сувчинский Пётр  Петрович (1892-?),  один  из  активных
участников движения евразийства. См. вступительную статьюк к
антологии.

     Тик Людвиг (1773-1853), немецкий писатель-романтик.
     Тимур (Тамерлан) (1336-1405), полководец с 1370 г. эмир
среднеазиатского государства со столицей в Самарканде. Нанес
поражение Золотой Орде.
     Тихон Задонский  (в миру  Соколов Тимофей  Савельевич )
(1724-1783),     мыслитель,     проповедник     православия.
Канонизирован Русской Православной Церковью.
     Толстой Лев Николаевич (1828-1910).
     Тохматыш (?-1406/1407),  с 1380 г.  хан  Золотой  Орды,
неоднократно совершал жестокие набеги на русские города.
     Трубецкой      Николай      Сергеевич      (1890-1938).
См. комментарий к нашей публикации.
     Тургенев   Иван    Сергеевич   (1818-1883),   писатель.
Представляет интерес  его переписка с А.И.Герценом и другими
деятелями культуры.
     Тургенев Николай  Иванович (1789-1871), русский ученый,
основоположник финансовой науки в России, декабрист.
     Тюрго Анн  Робер Жак (1727-1781), французский философ и
экономист, государственный деятель, пытавшийся реформировать
монархию во Франции накануне революции.
     Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873), поэт, прославившийся
своей философской лирикой.

     Уваров Сергей  Семенович (1786-1855),  граф, в  течение
долгого  времени   министр   просвещения,   автор   формулы:
"самодержавие, православие, народность".
     Уэльс (Уэллс)  Герберт Джордж  (1866-1946),  английский
писатель-фантаст.

     Федотов Георгий Петрович (1866-1954). См. комментарий к
нашей публикации.
     Фейербах Людвиг (1804-1872).
     Феодосий  I   Флавий   (Великий)   (346-395),   римский
император,     окончательно      утвердивший      господство
ортодоксального христианства.
     Фёдоров   Николай    Фёдорович   (1828-1903),   русский
мыслитель, автор  труда "Философия  общего дела", оказавшего
большое влияние  на  развитие  в  России  антропокосмических
идей. Евразийцы  использовали его  идеи в  обосновании своей
доктрины.
     Филофей (XVI в.), монах псковского монастыря, писатель,
считается автором  идеи "Москва - третий Рим", изложенной им
в ряде посланий к великому князю Василию III.
     Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814).
     Флоровский     Георгий      Васильевич     (1893-1979).
См. комментарий к нашей публикации.
     Фотий  (ок. 820 - 891),  константинопольский  патриарх,
при  нем   произошло  резкое   столкновение  между   римско-
католической   и   провославной   (византийской)   церквями,
повлекшее их окончательное разделение.
     Франк Семён Людвигович (1877-1950), русский религиозный
философ-интуитивист, представитель  философии всеединства. В
1922 г.  выслан   из  страны.   Публиковался  в  евразийских
изданиях.
     Франклин    Бенджамин     (1706-1790),     американский
просветитель и  государственный  деятель,  один  из  авторов
"Декларации независимости" и Конституции США.
     Франциск Ассизский  (ок. 1181-1226), основатель  ордена
францисканцев, автор религиозных и поэтических произведений.
Канонизирован Церковью.

     Хабаров  Ерофей   Павлович   (ок. 1610 - после   1667),
русский землепроходец.
     Хозру (Хосров)  (? - 579),  царь  Ирана  с  531 г.  Его
правление - период    наибольшего     могущества    династии
Сасанидов.
     Хомяков  Алексей  Степанович  (1804-1860),  религиозный
философ, писатель, поэт, публицист. Один из основоположников
славянофильства.
     Христоc Иисус

     Цицианов Павел Дмитриевич (1754-1806), князь, с 1802 г.
главнокомандующий  в   Грузии.  Руководил  присоединением  к
России ряда кавказских княжеств.
     Цицерон  Марк   Туллий  (160-43   до   н.э.),   римский
государственный деятель, оратор и философ.

     Чаадаев Пётр Яковлевич (1794-1856).
     Черчиль Уинстон  Леонард Спенсер  (1874-1965), премьер-
министр Великобритании в 1940-1945, 1951-1955, историк.
     Чижевский Дмитрий Иванович (1894-1977), историк русской
и украинской философии и литературы. С 1921 г. жил и работал
в эмиграции.
     Чингисхан (Тамуджин, Темучин) (1156-1227). Основатель и
великий  хан   Монгольской  империи  с  1206 г.  Завоеватель
обширных территорий Азии.
     Чичерин Борис Николаевич (1828-1904), философ и историк
государства и права, идеолог русского либерализма.

     Шамиль (1799-1871), имам Дагестана и Чечни (1834-1859),
руководил освободительной борьбой горцев.
     Шевченко Тарас Григорьевич (1814-1861).
     Шекспир Уильям (1564-1616).
     Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854).
     Шиллер Иоганн Фридрих (1759-1805).
     Шмелев Иван  Сергеевич  (1873-1950),  русский  писатель
демократической ориентации. С. 1922 г. в эмиграции.
     Шпенглер   Освальд    (1880-1936),   немецкий   философ
культуры. Его  книга "Закат Европы" вызвала большой резонанс
в общественной мысли послевоенной Европы и России.

     Эккарусгаузен  Карл   (1752-1803),  немецкий   философ-
мистик.
     Эккерман Иоганн  Петер  (1792-1854),  личный  секретарь
Гёте, известен мемуарами "Разговоры с Гёте..."
     Экхарт   Иоганн   (Майстер   Экхарт)   (ок. 1260-1327),
представитель немецкой средневековой мистики, приближающейся
к пантеизму.
     Эмерсон Ралф  Уолдо (1803-1882),  американский философ,
основоположник  американского   трансцендентализма,  поэт  и
эссеист.
     Энний Квин (239-169 до н.э.), римский историк и поэт.
     Эрн Владимир Францевич (1881-1917), русский религиозный
философ, последователь Вл.Соловьева.
     Эсхил (ок. 525-456 до н.э.).

     Юстиниан (482-565), византийский император с 527 г.
                     
                     
    БИБЛИОГРАФИЯ

     Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство//Евразийская
хроника. 1927. Вып. 9.
     Алексеев Н.Н. На путях к будущей России: Советский
строй и его политические возможности. Париж, 1927.
     Алексеев Н.Н. Советский федерализм//Евразийский
временник. 1927. Кн. 5.
     Алексеев Н.Н. Собственность и социализм: Опыт
обоснования социально-экономической программы
евразийства. Париж, 1928.
     Алексеев Н.Н. Евразийство и марксизм//Евразийский
сборник. Прага, 1929. Кн. 6.
     Алексеев Н.Н. О будущем государственном строе Рос-
сии//Новый град. 1938. № 13.
     Алексеев Н.Н., Ильин В.Н., Савицкий П.Н. О газете
"Евразия": газета "Евразия" не есть евразийский орган.
Париж, 1929.
     Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924.
     Бердяев Н.А. Евразийцы//Путь. 1925. № I.
     Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев:
"Евразийство. Опыт систематического изложения"//Путь.
1927. № 8.
     Бердяев Н.А. Восток и Запад//Там же. 1930. № 23.
     Бердяев Н.А. Русская идея//О России и русской
философской культуре: философы русского послеоктябрьского
зарубежья. М., 1990.
     Бицилли П.М. "Восток" и "Запад" в истории Старого
Света//На путях: Утверждение евразийцев. Берлин, 1922.
Кн. 2.
     Бицилли П.М. Народное и человеческое: По поводу
"Евразийского временника" 1925. Кн. 4.//Современные
записки. 1925. Т. 25.
     Бицилли П.М. Два лица евразийства//Там же. 1927.
Т. 31.
     Бломберг Я.А. Евразийское восточничество в прошлом и
будущем: К пересмотру еврейского вопроса: Опыт
евразийского рассмотрения проблемы//Тридцатые годы:
Утверждение евразийцев. Б.м., 1931. Кн. 7.
     Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской исто-
рии//Евразийский временник. 1927. Кн. 5.
     Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага,
1927.
     Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии с половины VI
века до настоящего времени. Берлин, 1934.
     Гессен С.И. Евразийство//Путь. 1927. № 8.
     Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
     Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера. М., 1990.
     Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на
культурные и политические отношения славянского мира к
германо-романскому. СПб., 1871.
     Данилевский Н.Я. Сборник политических и
экономических статей. Спб., 1890.
     Евразийский временник. Берлин, 1923. Кн. 3; 1925.
Кн. 4; 1927. Кн. 5.
     Евразийский сборник: Политика. Философия.
Россиеведение. Прага, 1929. Кн. 6.
     Евразийская хроника. Прага, 1925. Вып. 1-4; Париж,
1926. Вып. 5; 1927. Вып. 7-9; 1928. Вып. 10.
     Евразийство: Опыт систематического изложения. Б.м.,
1926.
     Евразийство: формулировка 1927 года//Евразийская
хроника. 1927. Вып. 9.
     Евразийство: декларация, формулировка, тезисы. Б.м.,
1932.
     Евразия: Еженедельник по вопросам культуры и
политики. Париж, 1928-1929.
     Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа: Критика
европейской культуры у русских мыслителей. 2-е изд.
Париж, 1955.
     Ильин В.Н. Евразийство и
славянофильство//Евразийская хроника. 1926. вып. 4.
     Исаев И.А. Идеи культуры и государственности в
трактовке "евразийства"//Проблемы правовой и политической
идеологии. М., 1989.
     Исаев И.А. Евразийство: миф или
традиция?//Коммунист. 1991. № 12.
     Исход к Востоку: Предчувствия и свершения:
Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.
     Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. Пг.,
1922.
     Карсавин Л.П. Уроки отреченной веры//Евразийский
временник. 1925. Кн. 4.
     Карсавин Л.П. Основы политики//Там же. 1927. Кн. 5.
     Карсавин Л.П. Ответ на статью Н.А.Бердеяева о
евразийцах//Путь. 1926. № 2.
     Карсавин Л.П. Феноменология революции//Евразийский
временник. 1927. Кн. 5.
     Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство//Путь.
1928. № 9.
     Карсавин Л.П. Философия и ВКП: По поводу статьи
Кожевникова//Евразия. 1929. № 20.
     Кизеветтер А.А. Евразийство//Русский экономический
сборник. 1925. Кн. 3;  то же//Филос. науки. 1991. № 12.
     Кожевников А. Философия и ВКП//Евразия. 1920. № 16;
то же//Вопр. философии. 1992. № 2.
     Кошарный В.П. У истоков советской философской науки.
М., 1981.
     Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: Сб.
статей К.Леонтьева. Т. 1-2. М., 1885-1886.
     Менделеев Д.И. К познанию России. СПб., 1906.
     Менделеев Д.И. Проблемы экономического развития
России. М., 1960.
     Милюков П.Н. Национальный вопрос: Происхождение
национальности и национальные вопросы в России. Прага,
1925.
     Милюков П.Н. Эмиграция на перепутье. Париж, 1926.
     На путях: Утверждение евразийцев. Берлин, 1922.
Кн. 2.
     Никитин В.П. Иран, Туран и Россия//Евразийский
временник. 1927. Кн. 5.
     Никитин В.П. О евразийском патриотизме//Евразийская
хроника. 1927. Вып. 8.
     Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Политическая программа
евразийцев: реальность или утопия? С публикацией статьи
Н.Н.Алексеева "Советский федерализм"//Обществ. науки и
современность. 1992. № 1.
     Новикова Л.И., Сиземская И.Н. "Евразийский искус": С
публикацией статей П.Н.Савицкого "Евразийство" и
А.А.Кизеветтера "Евразийство"//Филос. науки. 1991. № 12.
     Освальд Шпенглер и закат Европы: (Н.А.Бердяев,
Я.М.Букшпан, Ф.А.Степун, С.Л.Франк). М., 1922.
     Россия и латинство. Берлин, 1923.
     Савицкий П.Н. Континент-океан: Россия и мировой ры-
нок//Исход к Востоку: Предчувствия и свершения:
Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.
     Савицкий П.Н. Поворот к Востоку//Там же.
     Савицкий П.Н. Миграция культуры//Там же.
     Савицкий П.Н. Два мира//На путях: Утверждение
евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2.
     Савицкий П.Н. Степь и оседлость//Там же.
     Савицкий П.Н. Подданство идеи//Евразийский
временник. 1923. Кн. 3.
     Савицкий П.Н. Евразийство//Там же. 1925. Кн. 4.
     Савицкий П.Н. Хозяин и хозяйство//Там же.
     Савицкий П.Н. К вопросу об экономической доктрине
евразийства//Евразийская хроника. 1926. Вып. 6.
     Савицкий П.Н. Географические особенности России.
Прага, 1927. Ч. 1: Растительность и почва.
     Савицкий П.Н. Геополитические заметки по русской
истории//Приложение к книге Г.В.Вернадского "Начертание
русской истории". Прага, 1927.
     Савицкий П.Н. Россия - особый географический мир.
Прага, 1927.
     Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство//Тридцатые
годы: Утверждение евразийцев. Б.м., 1931. Кн. 7.
     Садовский Як. Оппонентам евразийства: Письмо в
редакцию//Евразийский временник. 1923. Кн. 3.
     Соболев А.В. Полюса евразийства: С публикацией
статьи Л.П.Карсавина "Государство и кризис
демократии"//Новый мир. 1991. № 1.
     Соловьев В.С. Византизм и Россия//Соч.: В 2 т. М.,
1989. Т. 2.
     Соловьев В.С. Русская идея//Там же.
     Смена вех: Сб. ст. Прага, 1921.
     Степун Ф.А. Евразийский временник//Современные
записки. 1924. Т. 21.
     Степун Ф.А. Москва - Третий Рим//Новый журн. 1960.
Кн. 60.
     Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией//Там же.
1962. Кн. 69.
     Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт
исторического обзора литературы. Нью-Йорк, 1956.
     Сувчинский П.П. Сила слабых//Исход к Востоку:
Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. София,
1921. Кн. 1.
     Сувчинский П.П. Вечный устой//На путях: Утверждение
евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2.
     Сувчинский П.П. Идеи и методы//Евразийский
временник. 1925. Кн. 4.
     Сувчинский П.П. К типологии правящего слоя Новой
России//Евразийская хроника. 1928. Вып. 10.
     Теория государства у славянофилов: Сб. ст. СПб.,
1898.
     Толль Н.П. Скифы и гунны: Из истории кочевого мира.
Прага, 1928.
     Тридцатые годы: Утверждение евразийцев. Б.м., 1931.
Кн. 7.
     Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София, 1920.
     Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры:
Этническая база русской культуры//Исход к Востоку:
Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. София,
1921. Кн. 1.
     Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном
национализме//Там же. 1921. Кн. 2.
     Трубецкой Н.С. "Русская проблема"//На путях:
Утверждение евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2.
     Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение язы-
ков//Евразийский временник. 1923. Кн. 3.
     Трубецкой Н.С. Мы и другие//Там же. 1925. Кн. 4.
     Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской
культуре//Там же.
     Трубецкой Н.С. Общеевразийский
национализм//Евразийская хроника. 1927. Вып. 9.
     Трубецкой Н.С. О государственном строе и форме
правления//Там же. Вып. 8.
     Трубецкой Н.С. Идеократия и армия//Там же. 1928.
Вып. 10.
     Флоровский Г.В. О народах не-исторических: Страна
отцов и страна детей//Исход к Востоку: Предчувствия и
свершения: Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.
     Флоровский Г.В. Разрывы и связи//Там же.
     Флоровский Г.В. О патриотизме праведном и
греховном//На путях: Утверждение евразийцев. Берлин,
1922. Кн. 2.
     Флоровский Г.В. Окаменённое бесчувствие: По поводу
полемики против евразийцев//Путь. 1926. № 2.
     Флоровский Г.В. Евразийский соблазн//Современные
записки. 1928. № 34.
     Франк С.Л. Религия и наука. Берлин, 1925.
     Франк С.Л. Собственность и социализм//Евразийский
временник. 1927. Кн. 5.
     Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его
наследие: Культурно-исторический очерк Монгольской
империи XII-XIV века. Белград, 1929.
     Хомяков А.С. Записки о всемирной
истории//Полн. собр. соч. М., 1902. Т. 5; 1904. Т. 6;
1906. Т. 7.
     Хомяков А.С. О церкви /С примеч., предисл. и под
ред. Л.П.Карсавина. Берлин, 1926.
     Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М.,
1988.
     Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП: С
публикацией статей А.Кожевникова "Философия и ВКП" и
Л.П.Карсавина "Философия и ВКП: По поводу статьи
А.Кожевникова"//Вопр. философии. 1992. № 2.
     Чхеидзе К.И. Из области русской
геополитики//Тридцатые годы: Утверждение евразийцев.
Б.м., 1931. Кн. 7.