arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezip

Категория

Сборники
Учебники
Монографии
Журналы

Дисциплина

Логика
История философии
Онтология
Философия культуры
Философия науки
Философия образования
Философия политики и права
Философия религии
Философия сознания
Эпистемология
Эстетика
Этика

Традиции

Прагматизм
Аналитическая философия
Античность
Возрождение
Восточная философия
Немецкая классическая философия
Новое время
Русская философия
Спиритуализм
Средние века
Структурализм
Феноменология
Экзистенциализм
Социальные сети
Вступайте в наши группы

Скачать

Лазарев В.В.

Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX – начала XX в.

2006

Издательство:

ИФ РАН

ISBN 5-9540-0043-3
Для цитирования:

Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX – начала XX в. / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 221 с.

Источник:

Предоставлено Институтом философии РАН

  • Аннотация

  • Содержание

Как и в двух изданных им ранее книгах об этических исканиях в Германии и России автор проводит систематическое сопоставление нравственно-религиозных установок в обеих странах. Раскрывается преимущественно конструктивное содержание фихтеанского учения, особенно позднего, и творческое его восприятие такими отечественными мыслителями как С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Б.Вышеславцев, выразившими общую направленность: отстранить ошибочные тенденции этого учения, чтобы уяснить глубокую мысль, скрывающуюся за ними, и сомкнуть предельные напряжения этического идеализма немецкого философа с русской мыслью.

Введение ........................................................................................................ 3
Возросший интерес к Фихте .................................................................. 3
Этический характер философии Фихте ................................................ 4
Этический подход к мышлению ............................................................ 5
Внутренняя реакция на существующее и выход из субъективизма ... 10
ГЛАВА I. МНОГОПЛАНОВОСТЬ ПОДХОДОВ ...................................... 15
Первая система наукоучения:
подмосток или препятствие ко второй? .............................................. 15
Проникновение в изначальную установку
наукоучения и переживание ее очевидности ...................................... 18
Личное убеждение творца и его система ............................................. 20
Миросозерцание и логика системы .................................................... 22
О полагании совести в основу миропонимания ................................. 26
К уяснению характера наукоучения .................................................... 29
Предварительные итоги ....................................................................... 36
ГЛАВА II. СТРОЕНИЕ СУБЪЕКТА. КРИТИКА
МОНОИПОСТАСНОГО НАЧАЛА ............................................................ 40
Неожиданная альтернатива «единичному» исходному пункту .......... 40
Ипостасный дух познает себя в сказуемом ......................................... 44
О Божественной Троице как образце для суждения,
для его духовной целостности и внутренней рефлексивности .......... 47
Закон тождества ................................................................................... 50
О связке «есть» ..................................................................................... 52
Внутренняя рефлексия ........................................................................ 53
Форма суждения и критика философских начал ................................ 54
Триада и диалектика Гегеля .................................................................. 57
Измерение философских систем триипостасностью ......................... 59
ГЛАВА III. Я В САМОЙ ПРИРОДЕ И ПРИРОДА В Я ............................ 64
Природа духа и душа в природе ........................................................... 64
Этический статус природы .................................................................. 66
К пересмотру наукоучения «в свете Ты» ............................................. 73
ГЛАВА IV. Я – ТЫ – МЫ .......................................................................... 75
Вопрос о чужом Я ................................................................................. 75
На чем основывается доверие к другому? ........................................... 78
Многоединство вне субъекта и в нем .................................................. 83
Рациональное и иррациональное. Вопрос об их совместимости....... 88
Совместима ли свобода суждения
с системой рационалистического ........................................................ 92
Единство раздельности и взаимопроникновения «я» и «ты» ............. 93
ГЛАВА V. ТЕНДЕНЦИЯ У ФИХТЕ, НЕ ЧУЖДАЯ
РУССКОМУ МЕНТАЛИТЕТУ .................................................................. 99
«Другой» как ограничение и как продолжение «моей» свободы ........ 99
Множественность и всеобщность. Индивид и индивидуальность .... 101
Общий для всех долг и индивидуальное призвание ......................... 105
Единство Божественного откровения и человеческой воли ............ 109
Дух общинности ..................................................................................112
Внутреннее устройство общины и построение наукоучения ............ 116
ГЛАВА VI. КАНВА ЭТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ФИХТЕ ...................... 119
Истина, добро и красота.Место этики в философии ........................ 119
Проблема этики ................................................................................. 122
Свобода естественная и нравственная. Кризис
субъективизма в этике ....................................................................... 128
Диалектика зависимости и независимости субъекта ....................... 132
Историческая канва этических воззрений Фихте ............................ 136
«Атеизм» Фихте .................................................................................. 140
ГЛАВА VII. НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ .................. 145
Путь самопревосхождения ................................................................. 145
Общее совершенствование ................................................................ 150
О реализации свободы в необходимость ........................................... 154
О бесконечном стремлении и о достижимости цели ........................ 155
Осуществление назначения в мире и смысл бесконечности ........... 163
О религиозном аспекте в нравственной установке ........................... 169
Мораль и религия ............................................................................... 173
ГЛАВА VIII. СООТНОШЕНИЕ СФЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ ......................................................................................... 180
Мораль и право .................................................................................. 180
Нравственная свобода и произвол .................................................... 183
Общинность, гражданское общество и функция государства ......... 184
О принципе единства права и нравственности ................................. 190
Путь преодоления расхождений
между моралью и нравственностью .................................................. 193
К надлежащему разграничению морали и права .............................. 197
К надлежащему сочетанию нравственности и права ........................ 201
Конкретная система индивидуальностей ......................................... 205
Заключение ................................................................................................ 207
Примечания ............................................................................................... 208

Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter