arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezipTelegram
Философия сознания. Курс лекций
29.05.2018

Курс мини-лекций по философии сознания, подготовленный Московским центром исследования сознания. Каждое видео посвящено отдельной проблеме или конкретному философу из этой области.

Почему процессы в мозге сопровождаются состояниями сознания? Каково отношение между сознанием и телом? Может ли сознание влиять на поведение? Что такое сознание? Возможен ли искусственный интеллект? Поиск ответов на эти и смежные им вопросы — задача философии сознания, одного из наиболее ярких направлений современной философии.
Краткий экскурс в эту область предлагают сотрудники Московского центра исследования сознания. Составленный из кратких (по 15-20 минут) видеолекций, посвящённых ключевым вопросам и концепциям философии сознания, курс идеально подходит для первого знакомства с этой дисциплиной, а общая картография центральных позиций и аргументов, вырисовываемая курсом, может оказаться полезной и специалистам.

 

1. Введение. Место философии сознания в современной философии. В. Васильев
2. Субстанциальный дуализм Декарта. Истоки философии сознания. А. Беседин
3. Дефиниция сознания. В. Васильев
4. Квалиа. Загадка феноменального сознания. А. Беседин
5. Ментальные способности. В. Васильев
6. Проблема сознание-тело: методологические аспекты. В. Васильев
7. Субстанциальный дуализм. А. Беседин
8. Конститутивный панпсихизм. Сознание фундаментально. А. Кузнецов
9. Эмерджентизм. Сознание как эмерджентная сущность. В. Васильев
10. Теория тождества сознания и тела. В. Васильев
11. Элиминативизм. Сознания не существует. А. Беседин
12. Проблема ментальной каузальности. А. Кузнецов
13. Эпифеноменализм. А. Беседин
14. Локальный интеракционизм. Решение проблемы сознание-тело. В. Васильев
15. Нейроученый Мэри. А. Кузнецов
16. Китайская комната. А. Беседин
17. Биологический натурализм. Теория сознания Джона Серла. В. Васильев
18. Натуралистический дуализм. Теория сознания Дэвида Чалмерса. В. Васильев
19. Философия Джегвона Кима и метафизические проблемы физикализма. А. Кузнецов
20. Новое мистерианство. Теория сознания Колина Макгина. В. Васильев
21. Возможна ли кабинетная философия сознания? В. Васильев
22. Философия сознания и когнитивная нейронаука. А. Кузнецов


1. Введение. Место философии сознания в современной философии. В.Васильев

Первая лекция посвящена общим вопросам о том, что такое философия сознания, какие проблемы относятся к её ведению и какое место она занимает в современной философии в целом и аналитической философии в частности.


2. Субстанциальный дуализм Декарта. Истоки философии сознания. А.Беседин

Проблема сознание-тело, проблема ментальной каузальности, аргумент Зомби — всё это, как и многие другие вопросы современной философии сознания, восходит к Рене Декарту. О том, как возможно взаимодействие субстанций и может ли душа не мыслить — в лекции Артёма Беседина.


3. Дефиниция сознания. В.Васильев

Общая цель исследований философии сознания — поиск ответа на вопрос, что такое сознание. Но если ответ на этот вопрос ещё только предстоит найти, остаётся неясным, что же в таком случае, собственно, исследуется. Решение этой версии парадокса Менона предлагает Вадим Васильев.


4. Квалиа. Загадка феноменального сознания. А.Беседин

Квалиа — специфический термин философии сознания, обозначающий феноменальный характер опыта, доступный только от первого лица. Обычно под ними понимают феноменальные переживания — каково это: находиться в том или ином состоянии. Но не исключены и иные трактовки. О том, какую роль играет это понятие в современной философии сознания рассказывает Артём Беседин.


5. Ментальные способности. В.Васильев

Экспериментальные исследования столь знакомых нам зрительного восприятия, памяти, воображения и других ментальных способностей нередко преподносят множество неожиданных сюрпризов. О том, какое философское значение имеют эти исследования, расскажет Вадим Васильев.


6. Проблема сознание-тело: методологические аспекты. В.Васильев

Проблема сознание-тело занимает центр проблемного поля современной философии сознания. Подходов к её решению предложена масса, однако какого-либо общепризнанного ответа на вопрос о том, как соотносятся сознание и тело, нет. Возможно, препятствием к тому служит формулировка самой проблемы? О том, как следует её трактовать и как лучше пытаться её решить, а как этого делать не стоит, расскажет Вадим Васильев.


7. Субстанциальный дуализм. А. Беседин

Субстанциальный дуализм — наиболее популярная теория сознания Нового времени. В классической формулировке она гласит, что ментальные состояния являются свойствами духовной субстанции, не имеющей ничего общего с материей. В пользу субстанциального дуализма выдвигаются аргументы представимости, важные и для современной философии сознания, которые, хотя и могут служить подтверждением верности той или иной формы дуализм, недостаточны для доказательства самого дуализма субстанций. Из-за недостаточной обоснованности субстанциальный дуализм не пользуется популярностью в современной философии.


8. Конститутивный панпсихизм. Сознание фундаментально. А. Кузнецов

Согласно позиции панпсихизма, сознание или сознательные свойства являются неотъемлемыми или фундаментальными свойствами реальности; даже неодушевленные предметы обладают ими: мир фундаментально сознателен. Современные панпсихистские теории смягчают этот тезис, полагая, что не сознание как таковое, а простосознательные свойства являются столь же фундаментальными для реальности. Что представляют собой эти свойства и как они позволяют объяснить природу сознания — об этом расскажет Антон Кузнецов.


9. Эмерджентизм. Сознание как эмерджентная сущность. В. Васильев

Эмерджентные свойства — это такие свойства, которые возникают на основании взаимодействий свойств нижележащего уровня и несводимы к ним. Классическим примером являются свойства молекулы воды, которые эмерджентны и не сводятся к свойствам или сумме свойств кислорода и водорода. Схожим образом и сознание можно представить как эмерджентную сущность: несмотря на то, что оно возникает в результате нейронных процессов, его нельзя к ним свести.


10. Теория тождества сознания и тела. В. Васильев

Грубо говоря, данная теория утверждает, что ментальные процессы и нейрофизиологические процессы в мозге — это буквально одно и то же. Такая с виду экстравагантная позиция кажется многим исследователям наиболее элегантной и в наибольшей степени соответствующей данным естественных наук теорией сознания и является сегодня одной из самых влиятельных метафизических позиций. Теория тождества разрешает многие трудности в объяснении связи сознания и тела без привлечения сверхъестественных сущностей, что выступает одним из главных достоинств натуралистического объяснения.


11. Элиминативизм. Сознания не существует. А. Беседин

В соответствии с классом элиминативистских теорий сознания, наши обыденные представления о сознании принципиально неверны, а способы описания ментальных свойств некорректны. Элиминативисты утверждают, что желаний, боли и прочих ментальных свойств как неких нефизических сущностей просто не существует, а использование связанных с сознанием терминов в «народной психологии» вводит нас в заблуждение, и если элиминировать эти понятия, свести их к понятиям естественных наук, то и философские проблемы, связанные с сознанием, отпадут сами собой.


12. Проблема ментальной каузальности. А. Кузнецов

Может ли сознание оказывать влияние на поведение или, в широком смысле, на физические события? И если да, то как? В этом суть проблемы ментальной каузальности. В Новое время эта проблема касалась вопроса отношения субстанций — протяженной и мыслящей, теперь же этот вопрос ставится как вопрос о каузальной релевантности ментальных свойств.


13. Эпифеноменализм. А. Беседин

Эпифеноменализм — теория ментальной каузальности, признающая реальность ментальных свойств, однако исключающая их из каузальных объяснений. Эпифеноменализм исторически появился как попытка примирения убеждения в реальности феноменальных свойств и тезиса каузальной замкнутости физического, лежащего в основе научного объяснения.


14. Локальный интеракционизм. Решение проблемы сознание-тело. В. Васильев

Одним из наиболее дискуссионных вопросов философии сознания является вопрос о возможности влиянии сознания на поведение. Позитивное решение этого вопроса предполагает опровержение эпифеноменализма. Концепция локального интеракционизма — это попытка опровергнуть эпифеноменализм, не отрицая тезис о каузальной замкнутости физического и не отождествляя ментальное и физическое.


15. Нейроученый Мэри. А. Кузнецов

«Нейроученый Мэри» или «Мэри в черно-белой комнате» — мысленный эксперимент Фрэнка Джексона, который стремится показать, что даже при условии знания всех физических фактов о работе сознания, нам все ещё недоступно некоторое особое знание — знание о квалитативной стороне сознательного опыта. Значит, сознание не исчерпывается физическими фактами и представляет собой нечто большее.


16. Китайская комната. А. Беседин

Один из самых знаменитых мысленных экспериментов в философии сознания был изложен Джоном Сёрлом в статье «Сознание, мозг и программы» (1980). «Китайская комната» направлена на опровержение возможности существования сильного искусственного интеллекта, реализованного на небиологическом субстрате. Сёрл пытается продемонстрировать, что машина, способная проходить тест Тьюринга, может не понимать языка, на котором происходит общение — иными словами, что синтаксис недостаточен для семантики. Несмотря на кажущуюся убедительность, мысленный эксперимент, похоже, не выдерживает критики: анализ условий мысленного эксперимента показывает, что либо машина не будет проходить тест Тьюринга, либо она должна будет понимать язык, на котором с ней общаются.


17. Биологический натурализм. Теория сознания Джона Серла. В. Васильев

Джон Сёрл оказал огромное влияние на развитие философии сознания. Во-первых, он показал, что за проблемами языка и поиска значений скрываются ментальные акты, которые и являются главным предметом исследования. Во-вторых, он автор, пожалуй, самого известного аргумента против искусственного интеллекта — «Китайской комнаты». В-третьих, он разработал оригинальную теорию сознания — биологический натурализм, который призывает философов и исследователей радикально отказаться от старой метафизики и запутанной терминологии, которые и являются, по его мнению, источником всех трудностей.


18. Натуралистический дуализм. Теория сознания Дэвида Чалмерса. В. Васильев

Дэвид Чалмерс является автором одной из самых влиятельных теорий сознания — натуралистического дуализма. Также он известен тем, что придумал разделение проблем сознания на легкие и Трудную, а его главная работа, «Сознающий ум», — настоящий шедевр современной философии.


19. Философия Джегвона Кима и метафизические проблемы физикализма. А. Кузнецов

Проблема ментальной каузальности составляет ядро метафизики сознания. Грубо говоря, это проблема связи ментального и физического: может ли ментальное оказывать влияние на физическое, быть причиной поведения? Традиционно считается, что данная проблема создает трудности для дуалистических представлений на природу сознания. Однако Джегвон Ким пытается показать, что даже в случае физикализма, который он отстаивает, метафизическая проблема ментальной каузальности всё ещё нуждается в решении, которое в конечном счете станет последним элементом в построении полной теории сознания.


20. Новое мистерианство. Теория сознания Колина Макгина. В. Васильев

Как известно, один из способов решить проблему — доказать, что её решения не существует. Именно этим путём идёт Колин Макгинн в вопросе о сознании, предлагая свои аргументы в пользу неразрешимости связанных с ним проблем.


21. Возможна ли кабинетная философия сознания? В. Васильев

Вопрос о возможности кабинетной философии сознания напрямую связан с другим — есть ли среди проблем сознания такие, которые не поддаются решению при помощи экспериментальных методов и требуют, в первую очередь, концептуального анализа. Вадим Васильев уверен, что такие есть и что концептуальный анализ играет важную роль в решении проблемы сознания.


22. Философия сознания и когнитивная нейронаука. А. Кузнецов

Философия сознания представляет собой удивительный пример союза философии и науки. Работы философов о сознании испещрены ссылками на эмпирические результаты, а в книгах ученых вы без труда найдёте упоминания тех или иных философских теорий. О связи эмпирической науки и философии сознания подробнее расскажет Антон Кузнецов.


Новое и популярное
Философия сознания. Новейшие тенденции

Спецкурс профессора, д.ф.н., чл.-корр. РАН В.В. Васильева (кафедра истории зарубежной философии философского факультета Московского университета)

Источник:
24.11.2021
Аристотель и философия поздней античности

Обзорный курс Дмитрия Владимировича Бугая (кафедра истории зарубежной философии философского факультета Московского университета)

Источник:
03.10.2021
Философия первой половины 20 века

Курс лекций от Фалева Егора Валерьевича (кафедра истории зарубежной философии философского факультета Московского университета)

Источник:
03.10.2021
Tempus spargendi lapides: размытая структура научных революций

Курс лекций Игоря Сергеевича Дмитриева, доктора химических наук, профессора кафедры философии науки и техники философского факультета СПбГУ.

Источник:
19.07.2021
Эпистемологические парадоксы в античной философии

Курс из 4 лекций читает Роман Викторович Светлов

Источник:
19.07.2021
Свобода воли: детерминизм, ответственность и альтернативные возможности

Данный курс посвящен вопросу о степени нашего контроля за собственной жизнью. Являемся ли мы продуктом обстоятельств или обладаем способностью самостоятельно выбирать своё будущее?

Источник:
19.07.2021
Рассылка статей
Не пропускайте свежие обновления
Социальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE ×
Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter