Расширенный поиск
Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2007.
Предоставлено Институтом философии РАН
-
Аннотация
-
Содержание
В книге исследуется метафизика и диалектический метод Максима Исповедника (582-662) - одного из наиболее глубоких и сложных византийских мыслителей. Реконструируется понятийная система Максима и источники его построений в предшествующей античной и христианской традиции. Рассматриваются соответствующие концепции Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, а также учения христианских философов - Оригена, Григория Нисского и пс.-Дионисия Ареопагита. Многие тексты впервые переведены с греческого языка.
ЧАСТЬ I. ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
1. Понятийная система Максима Исповедника
1.1. Природа
1.2. Природное движение
1.3. Ипостась
1.4. Логос
1.5. Тропос существования
1.6. Новоустроение природ
1.7. Ведение
1.8. Неведение
1.9. Грехопадение
1.10. Три силы души
1.11. Образ и подобие Божии
1.12. Различие или отличие, природ
1.13. Разделение
1.14. Тождество
ЧАСТЬ II. ТРУДНОСТЬ XLI: ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОЧНИКИ
2.1. Что комментируется в Трудности XLI?
2.2. Основные понятия Трудности XLI
2.3. Источники и контексты Трудности XLI
2.3.1. Григорий Богослов. Слова
2.3.2. Немесий Эмесский. О природе человека
2.3.3. пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах
2.3.4. Апостол Павел. Послание к Ефесянам
2.3.5. Ориген. О началах
2.3.6. Иоанн Скифопольский. Схолии к Ареопагитикам
2.3.7. Григорий Нисский. Об устроении человека XVI-XVII
2.3.8. пс.-Дионисий Ареопагит и Иоанн Скифопольский. «Божественная вера» Прокла
ЧАСТЬ III. ДИЭРЕЗА КАК МЕТОД ДИАЛЕКТИКИ И МЕТАФИЗИКИ
3.1. Деление и соединение как диалектические методы
3.1,1. Четыре метода диалектики
3.1.2. Деления как последовательность дихотомий
3.1.3. Деление на мужское и женское
3.1.4. Соединение через средний термин
3.2. Типы и механизмы соединений у Максима
3.2.1. Соединение как переход к большей общности
3.2.2. Соединение крайних через средний термин
3.2.3. Усваивание и уподобление в соединении
3.2.4. Обмен свойствами и движение друг к другу в соединении
3.3. Гносеологический аспект соединений: когнитивные способности и онтологическая иерархия
3.3.1. Прокл (412-485)
3.3.2. Аммоний (435/45-517/26)
3.3.3. Пс.-Дионисий и его схолиасты
а) Божественное знание
б) Ангельское знание
в) Душа и ее знание
3.3.4. Максим Исповедник
Восхождение ума к Богу
3.4. Всеобщие деления и соединения в Трудности XLI
3.4.1. Сложность истолкования делений
3.4.2. Деления и космогония
3.4.3. Деления в контексте гностицизма и пифагореизма
3.4.4. Деления и логическое древо Порфирия
3.4.5. Высшие соединения - ипостасны
3.4.6. Обратимость делений
3.4.7. Две парадигмы рассмотрения делений и соединений
3.4.8. Отчего соединений пять?
3.5. Альтернативная история
3.6. Особенности делений Трудности XLI
Первое разделение
Последующие разделения
3.7. Преодоление делений
Цель и смысл творения человека и мира
Преодоление пятого и четвертого делений
Преодоление третьего и второго делений
Преодоление первого деления
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема титула и рубрикации Трудностей
Библиография
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter