arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezipTelegram
Выйти из зоны комфорта
Отклик на эссе Алексея Салина «Один день из жизни современного гуманитария» (ФК №8 стр.63-65)
Автор:   Павел Костылев
Художник:   Дарья Мацкевич

Текст, откликом на который стала эта заметка, не лишен определенных литературных достоинств. По жанру он относится к академической жалобе, так хорошо знакомой каждому преподавателю; студент, не подготовившийся к семинару, почти наверняка воспроизведет тот же ряд томительных сентенций, который наверняка завершится сакраментальным «поэтому у меня нет времени». И здесь мне придется выступить в амплуа злодея, сознательно и последовательно принижающего страдания юного Вертера, талантливо описанные в исходном эссе – за что я, безусловно, приношу всем желающим свои глубочайшие извинения.

В одном абзаце перескажу хронику страданий нашего гуманитария. С утра наш герой читает лекции по экономике и юриспруденции будущим бухгалтерам, затем спешит на две-три лекции в родной аспирантуре, после чего направляет свои стопы к ждущей его дома девочке, с которой наш герой занимается делом действительно не вполне уместным – репетиторством по обществознанию. Ночью, вместо того чтобы выспаться, юный труженик принимает участие в проверке олимпиадных заданий. В силу столь напряженного графика, собственно учеными занятиями лирическому отражению автора приходится заниматься в транспорте, за обеденным столом, в коридоре и в постели. Содержательно текст на этом завершен, и читателю под конец предлагается насладиться языковой игрой со словосочетанием «убить время».

Признавая огромную роль академической жалобы в жизни молодых гуманитариев в целом, позвольте сконцентрироваться сначала на деталях повествования, а затем – и на контекстах более масштабных.

Во-первых, не вполне понятно, как аспирант очной формы обучения может работать кем-либо – аспирант очной аспирантуры должен учиться. Во-вторых, совершенно неясно, как аспирант, проверяющий олимпиадные задания, вообще может заниматься со школьником (возможно, принимающим в этой олимпиаде участие) репетиторской деятельностью – это серьезное нарушение академической этики. На этом формальные замечания к тексту заканчиваются, и я перехожу к содержательным.

Логично, что если человек хочет чего-то добиться (успешно отучиться в аспирантуре, написать три статьи в рецензируемые журналы за три года, подготовить и защитить диссертацию) – он должен чем-то, простите, пожертвовать. Заработать в Москве прожиточный минимум (на момент написания этого отклика он составляет 14 300 рублей в месяц [1.]) не так уж сложно, и уж совершенно точно для этого не нужно заполнять все свое свободное время. Если же наш герой хочет работать и получать достойную зарплату – зачем тогда учиться в аспирантуре? Принимает ли описанный в эссе молодой ученый какую-либо ответственность за свои решения? Хочет ли он завершить обучение в аспирантуре, сдать кандидатский минимум и защитить диссертацию? Или же он просто плывет по течению, растрачивая драгоценные часы личного времени на множество таких важных, но не имеющих отношения к основной задаче, дел?

Далее: простите, но куда из этой схемы делись выходные? Что мешает в выходные, раз уж будни заняты попытками совместить аспирантуру с работой, заниматься тем самым чтением академических текстов и написанием научных статей, на которые в будни якобы не хватает времени? Честно говоря, судя по тексту, проблемна не жизнь молодого ученого в современной России; налицо трудности с элементарным тайм-менеджментом – умением грамотно распределить свое время. [2.]

Говоря серьезно, занятия наукой – это экзистенциальный вызов, а не кормушка. Никто – ни государство, ни общество – не обязан создавать для нас тепличные условия, чтобы мы могли в неге заниматься наукой. Мы существуем в предельно конкурентной среде, и академическая жизнь здесь – отнюдь не исключение. Кто сказал, что будет легко? Чтобы стать ученым, нужен определенного вида героизм, нужен навык концентрации – когда твои одноклассники зарабатывают в десять раз больше тебя, а ты все ищешь какую-то истину. Нужно выйти из зоны комфорта – и без каких бы то ни было гарантий. Но если нет сильного стремления стать ученым – зачем вообще тратить на это время?

Если пепел Джордано Бруно не стучит в ваше сердце – тогда зачем, зачем, зачем? Всегда можно пойти продавать сотовые телефоны, да и много есть и более интересных видов занятости. В конце концов, у миллионов молодых ученых во всем мире (и даже в современной России) вполне получается заниматься наукой (и даже гуманитарной наукой) – за письменным столом, компьютером, столом библиотеки, а не в местах, для этого не предназначенных.

Примечания

[1.] Постановление Правительства Москвы от 16 июня 2015 г. №356-ПП.

[2.] Могу рекомендовать прекрасную практическую работу по этому поводу: Вандеркам Л. Книга о потерянном времени: У вас больше возможностей, чем вы думаете. М.: Альпина Паблишер, 2015. 338 с.

Рассылка статей
Не пропускайте свежие обновления
Социальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE ×