Старший научный сотрудник Института философии РАН, кандидат философских наук Светлана Викторовна Месяц провела цикл лекций-бесед, посвященных биографии и творениям Аристотеля.
По трактатам «Метафизика», «Физика», «О душе» И «Никомахова этика».
Содержание:
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6
Лекция 7
Лекция 8
Лекция 9
↑ Лекция 1
Биография Аристотеля и судьба его сочинений. Экзо- и эзотерические произведения Аристотеля: особенности стиля тех и других. Издание Андроника Родосского и альтернативные списки сочинения Аристотеля. Искусственное объединение изначально разрозненных сочинений в трактаты. Происхождение названия “метафизика” (meta ta physica). Трактат «Метафизика»: какие сочинения входят в его состав. Вопрос о хронологии произведений Аристотеля: В. Йегер и И. Дюринг. Аристотелевская система наук и систематизация философии в Древней Академии. Метафизика и первая философия.↑ Лекция 2
Чтение и разбор «Метафизики» Аристотеля (I, 1-4, 980a 21 – 984b 22). Философия как знание о причинах. Первая философия – исследование причин сущего как такового. Метод исследования – от очевидного для нас к очевидному по природе. Что еще исследует метафизика? Части философии: физика, математика и теология. Подход к вопросу о бытии со стороны речи и языка. Подлежащее (субстрат) и сказуемое (свойство). Почему о бытии говорится «в разных значениях»?↑ Лекция 3
Чтение и разбор «Метафизики» Аристотеля (IV, 1-2, 1003a 20 – 1005a 17). Учение о десяти категориях. Почему вопрос о «сущем как таковом» сводится к вопросу о сущности. Сущность как существующее самостоятельно, не сказывающееся ни о каком подлежащем и не находящееся ни в каком подлежащем. Сущность первая и вторая. Род, вид и индивид. Сущее и единое: тождественные по субстрату и разные по определению. Почему сущее – не род? Понятие общего по аналогии. Четыре смысла понятия «сущность»: чтойность (to ti en einai), общее, род, субстрат. Происхождение и значение термина «чтойность». Чтойность как форма и определение вещи. Учение о четырех причинах: форме, материи, действующем и цели. Материя как лишенность и возможность; материя первая и последняя.↑ Лекция 4
Чтение и разбор «Метафизики» Аристотеля (VΙΙ, 1-3, 1028a 10 – 1005b 12). Учение о возможности (dynamis) и действительности (energeia). Возможность как способность претерпевать и способность действовать; разумные и неразумные возможности. Действительность (энергия) – осуществление возможности. Два типа целенаправленного движения. Понятие энтелехии, его отличие от понятия энергии. Приоритет действительности перед возможностью. Учение о божественном Уме (ноология). Вечность движения и ее доказательство: даже достижение цели не есть остановка. Доказательство существования первого двигателя мира; его неподвижность, вечность, нематериальность, неделимость. Перводвигатель как сущность и чистая энергия. Перводвигатель как Ум и Бог, мыслящий самого себя. Окончательный ответ на главный вопрос метафизики.↑ Лекция 5
Чтение и обсуждение «Физики» Аристотеля (III, 4–6 и IV, 10–12). Физика как «вторая философия» и одна из теоретических наук. Предмет физики: естественное сущее и его отличие от искусственного сущего. Природа (φύσις) как начало движения и изменения, внутренне присущее естественным вещам. Относятся ли случай и самопроизвольность к числу естественных причин? Движение и его определение; виды движений; отличие движений естественных (по природе) от насильственных (против природы). Аристотель об элементарном строении материи, о естественном месте элементов, о мире надлунном и подлунном. Анализ понятий «бесконечное» (ἄπειρον), «место» (τόπος), «пустота» (κενόν), «время» (χρόνος). С какими затруднениями (апориями) сталкиваются те, кто пытается рассуждать о времени. Законы движения по Аристотелю.↑ Лекция 6
Чтение и разбор трактата Аристотеля «О душе» (I, 1-3, 402a 1 – 407b 25). Время и место написания трактата, отношение к другим психологическим произведениям Аристотеля. Античные и средневековые комментаторы «О душе». Рукописная традиция и издания. Место психологии в системе наук Аристотеля: учение о душе как раздел науки о природе. Предмет психологии и трудности, связанные с его установлением. К какому роду сущего относится душа? Мнения о душе ранних греческих философов.↑ Лекция 7
Чтение и разбор трактата Аристотеля «О душе» (II, 1-3, 412a 3 – 415a 12). Душа как причина движения и мышления. Является ли душа самодвижной сущностью? Спор с Платоном и предшествующими философами. Душа как сущность и форма (= энтелехия) тела. Понятие первой и второй энтелехии. Какое тело является материей души? Понятие органического. Части и способности души: растительная, ощущающая, мыслящая.↑ Лекция 8
Чтение и разбор трактата Аристотеля «О душе» (II, 5-7, 416b 32 – 419b2). Аристотелевская теория ощущения. Самостоятельное существование чувственно-воспринимаемых качеств. Ощущение как претерпевание (πάθος), испытываемое органом чувств под воздействием ощущаемого предмета. Сводится ли ощущение к материальному процессу или представляет собой когнитивное изменение? Физикалистская и интенционалистская интерпретации психологии Аристотеля. Как Аристотель решает «трудную проблему сознания»?↑ Лекция 9
Продолжение чтения трактата «О душе» ( III, 1-4, 425a 12 – 430a 7). Теория ощущений Аристотеля: сводится ли ощущение к материальному процессу или представляет собой исключительно когнитивное изменение? Физикалистская и интенционалистская интерпретации психологии Аристотеля. Как Аристотель решает «трудную проблему сознания»? Общее чувство, воображение и память. Ум пассивный и активный. Аристотелевское учение об уме в изложении Александра Афродисийского. Свободно ли мышление от тела? Можно ли говорить о бессмертии разумной души?Спецкурс профессора, д.ф.н., чл.-корр. РАН В.В. Васильева (кафедра истории зарубежной философии философского факультета Московского университета)
Обзорный курс Дмитрия Владимировича Бугая (кафедра истории зарубежной философии философского факультета Московского университета)
Курс лекций от Фалева Егора Валерьевича (кафедра истории зарубежной философии философского факультета Московского университета)
Курс лекций Игоря Сергеевича Дмитриева, доктора химических наук, профессора кафедры философии науки и техники философского факультета СПбГУ.
Курс из 4 лекций читает Роман Викторович Светлов
Данный курс посвящен вопросу о степени нашего контроля за собственной жизнью. Являемся ли мы продуктом обстоятельств или обладаем способностью самостоятельно выбирать своё будущее?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter