arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezipTelegram

Категория

Сборники
Учебники
Монографии
Журналы

Дисциплина

Логика
История философии
Онтология
Философия культуры
Философия науки
Философия образования
Философия политики и права
Философия религии
Философия сознания
Эпистемология
Эстетика
Этика

Традиции

Прагматизм
Аналитическая философия
Античность
Возрождение
Восточная философия
Немецкая классическая философия
Новое время
Русская философия
Спиритуализм
Средние века
Структурализм
Феноменология
Экзистенциализм
Социальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE ×

Скачать

Пустарнаков В.Ф.

Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа

2002

Издательство:

ИФ РАН

ISBN 5-201-02070-4.
Для цитирования:

Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 341 с.

Источник:

Предоставлено Институтом философии РАН

  • Аннотация

  • Содержание

Итоговая работа В.Ф.Пустарнакова (1934–2002) посвященна проблеме Просвещения как своеобразного типа антифеодальной философско-общественной мысли предбуржуазной эпохи. Автор, раскрывая особенности Просвещения в России, вместе с тем на большом фактическом материале демонстрирует, что это идейное течение отечественной мысли и генетически, и концептуально было родственным с западноевропейским, прежде всего с французским Просвещением, которое оценивается в книге как своего рода классика. Исходя из этого, В.Ф.Пустарнаков конструирует модель «русского» Просвещения, предлагая свое собственное, личное его понимание.

Предисловие ................................................................................................................. 22
Введение ........................................................................................................................ 27
ЧАСТЬ I
ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ
ФРАНЦУЗСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕКА ....... 43
Французское Просвещение как одна из специфических,
наиболее развитых форм антифеодальной идеологии ................................... 43
Коренное отличие просветительской философии
от школьно-университетского типа философии.
Неразрывная связь просветительской философии
с моралью, политикой, юриспруденцией,
с практикой общественной жизни .................................................................... 50
Сциентична ли просветительская философия? Познавательное
и ценностное в просветительстве. Антропоцентризм –
исходная и главная аксиологическая установка
просветительской философии ............................................................................ 55
Просветители и великие метафизики XVII в. Учение о бытии,
внешней природе и психофизической природе человека
под углом зрения антропоцентрической установки ....................................... 61
Чем характерна просветительская теория познания? .................................... 80
Человек: активный деятель-творец или пассивный зритель,
подчиненный фатальной судьбе или случайности? ...................................... 84
Общественное и индивидуальное,
личное начало в Просветительстве .................................................................... 91
Классы и сословный принцип. Французские
просветители о буржуазном строе ..................................................................... 95
Просветительство и национальный принцип ................................................ 100
Просветители о принципах свободы и равенства ......................................... 102
Просветители о политике, праве и государстве ............................................ 110
Просвещение и революционный демократизм ............................................. 114
Своеобразие просветительской философии истории ................................... 120
ЧАСТЬ II
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РУССКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ........................... 137
Предыстория русского Просвещения ............................................................. 137
Что такое «эпоха», «век» русского Просвещения? ....................................... 140
Синкретический характер русского Просветительства ................................ 146
40-е годы XIX в. – время оформления
классического русского Просвещения ............................................................ 148
60-е годы XIX века – пик классического
русского Просвещения ...................................................................................... 148
Общекультурный характер русского
Просветительства. Проблема европеизации
как специфика русского Просвещения .......................................................... 150
Специфика русского просветительского демократизма .............................. 150
«Национальная идея» в русском Просвещении ............................................ 152
Революционно-демократическое направление
в русском Просветительстве ............................................................................. 153
Социальное содержание и социалистические тенденции
в русском Просветительстве ............................................................................. 155
Философия мыслителей круга Белинского-Чернышевского
как разновидность философии Просвещения ............................................... 162
Русские философы-просветители
против метафизики ............................................................................................. 170
Антропоцентризм в философии русских просветителей ............................. 172
Н.Г.Чернышевский как выразитель
типично просветительской концепции соотношения
познавательного и ценностно-оценочного
и просветительского антисциентизма ............................................................. 174
«Онтологическая» и «натурфилософская» проблематика
с ценностно-оценочной антропоцентрической точки зрения .................... 177
Просветительский рационализм
в гносеологии русских мыслителей круга
Белинского-Чернышевского ............................................................................. 179
Проблемы диалектики ....................................................................................... 183
Философия истории ........................................................................................... 189
Нравственная философия ................................................................................. 198
Эстетика ................................................................................................................ 209
Кризис русского Просвещения 40–60-х годов XIX в.
сравнительно с кризисом французского Просвещения XVIII ................... 225
Источники....................................................................................................... 237
Литература ....................................................................................................... 238
Приложение ............................................................................................................... 246

Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter