Расширенный поиск
Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 341 с.
Предоставлено Институтом философии РАН
-
Аннотация
-
Содержание
Итоговая работа В.Ф.Пустарнакова (1934–2002) посвященна проблеме Просвещения как своеобразного типа антифеодальной философско-общественной мысли предбуржуазной эпохи. Автор, раскрывая особенности Просвещения в России, вместе с тем на большом фактическом материале демонстрирует, что это идейное течение отечественной мысли и генетически, и концептуально было родственным с западноевропейским, прежде всего с французским Просвещением, которое оценивается в книге как своего рода классика. Исходя из этого, В.Ф.Пустарнаков конструирует модель «русского» Просвещения, предлагая свое собственное, личное его понимание.
Предисловие ................................................................................................................. 22
Введение ........................................................................................................................ 27
ЧАСТЬ I
ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ
ФРАНЦУЗСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕКА ....... 43
Французское Просвещение как одна из специфических,
наиболее развитых форм антифеодальной идеологии ................................... 43
Коренное отличие просветительской философии
от школьно-университетского типа философии.
Неразрывная связь просветительской философии
с моралью, политикой, юриспруденцией,
с практикой общественной жизни .................................................................... 50
Сциентична ли просветительская философия? Познавательное
и ценностное в просветительстве. Антропоцентризм –
исходная и главная аксиологическая установка
просветительской философии ............................................................................ 55
Просветители и великие метафизики XVII в. Учение о бытии,
внешней природе и психофизической природе человека
под углом зрения антропоцентрической установки ....................................... 61
Чем характерна просветительская теория познания? .................................... 80
Человек: активный деятель-творец или пассивный зритель,
подчиненный фатальной судьбе или случайности? ...................................... 84
Общественное и индивидуальное,
личное начало в Просветительстве .................................................................... 91
Классы и сословный принцип. Французские
просветители о буржуазном строе ..................................................................... 95
Просветительство и национальный принцип ................................................ 100
Просветители о принципах свободы и равенства ......................................... 102
Просветители о политике, праве и государстве ............................................ 110
Просвещение и революционный демократизм ............................................. 114
Своеобразие просветительской философии истории ................................... 120
ЧАСТЬ II
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РУССКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ........................... 137
Предыстория русского Просвещения ............................................................. 137
Что такое «эпоха», «век» русского Просвещения? ....................................... 140
Синкретический характер русского Просветительства ................................ 146
40-е годы XIX в. – время оформления
классического русского Просвещения ............................................................ 148
60-е годы XIX века – пик классического
русского Просвещения ...................................................................................... 148
Общекультурный характер русского
Просветительства. Проблема европеизации
как специфика русского Просвещения .......................................................... 150
Специфика русского просветительского демократизма .............................. 150
«Национальная идея» в русском Просвещении ............................................ 152
Революционно-демократическое направление
в русском Просветительстве ............................................................................. 153
Социальное содержание и социалистические тенденции
в русском Просветительстве ............................................................................. 155
Философия мыслителей круга Белинского-Чернышевского
как разновидность философии Просвещения ............................................... 162
Русские философы-просветители
против метафизики ............................................................................................. 170
Антропоцентризм в философии русских просветителей ............................. 172
Н.Г.Чернышевский как выразитель
типично просветительской концепции соотношения
познавательного и ценностно-оценочного
и просветительского антисциентизма ............................................................. 174
«Онтологическая» и «натурфилософская» проблематика
с ценностно-оценочной антропоцентрической точки зрения .................... 177
Просветительский рационализм
в гносеологии русских мыслителей круга
Белинского-Чернышевского ............................................................................. 179
Проблемы диалектики ....................................................................................... 183
Философия истории ........................................................................................... 189
Нравственная философия ................................................................................. 198
Эстетика ................................................................................................................ 209
Кризис русского Просвещения 40–60-х годов XIX в.
сравнительно с кризисом французского Просвещения XVIII ................... 225
Источники....................................................................................................... 237
Литература ....................................................................................................... 238
Приложение ............................................................................................................... 246
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter