Расширенный поиск
Концепция методологии естествознания Джона Гершеля: (из истории английского индуктивизма)
2007Субботин А.Л. Концепция методологии естествознания Джона Гершеля: (из истории английского индуктивизма) / РАН. Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2007. 83 с.
Предоставлено Институтом философии РАН
-
Аннотация
-
Содержание
Книга содержит рассмотрение концепции методологии естествознания Джона Фредерика Уильяма Гершеля (1792– 1871) – известного английского астронома и естествоиспытателя. Джон Гершель был последним крупным представителем бэконовской традиции методологии науки. Им были сформулированы правила опытного исследования причинной связи природных явлений, рассмотрены способы формирования научных теорий и ряд других актуальных вопросов методологии естествознания, которые легли в основу представлений многих последующих философов и методологов науки. Взгляды Гершеля рассматриваются в контексте индуктивистской традиции, охватывающей период от Бэкона до Милля.
Введение ...........................................................................................3
Семья астрономов.......................................................................... 13
До Галилея и Фрэнсиса Бэкона ..................................................... 17
Об опыте, устранении предрассудков
и очевидности наших чувств ......................................................... 21
Анализ и наблюдение явлений...................................................... 27
Классификация и номенклатура ................................................... 32
Открытие ближайших причин и законов
низшей общности (первая ступень индукции) ............................ 35
Высшие ступени индуктивного обобщения
и формирование теорий ................................................................ 46
Проблема измерения ..................................................................... 52
Приложение I. Систематизация Миллем методов
опытного исследования Гершеля ..................................................... 55
Основание индуктивных методов
опытного исследования ........................................................... 55
Метод сходства ......................................................................... 57
Meтод различия ........................................................................ 59
Соединенный метод сходства и различия ............................... 61
Метод остатков ........................................................................ 63
Метод сопутствующих изменений .......................................... 64
Случай множественности причин ........................................... 66
Приложение 2. Примеры применения элиминирующих
методов опытного исследования ..................................................... 71
Литература ..................................................................................... 82
Еще по этой теме
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter