Расширенный поиск
Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. 222 с.
-
Аннотация
-
Содержание
Монография посвящена рассмотрению решений проблемы бытия, какими они были даны в философских системах Канта, Гегеля и оригинального, хотя недостаточно хорошо известного российской философской публике, яростного оппонента Гегеля А.Тренделенбурга. Внимание автора сосредоточено на основной логической трудности, связанной с необходимостью воспроизведения в мышлении и его же средствами, т.е. в понятиях, независимого от мышления и автономного бытия, выходящего за рамки мышления. При этом учитываются различия в решениях этих трех указанных мыслителей и прослеживается диалог между ними по данной проблеме. В монографии раскрывается также актуальность историко>философского исследования, предполагающая разбор современного понимания проблемы бытия в сравнении с новоевропейским ее пониманием.
Постановка проблемы ...................................................................................5
ГЛАВА I. ИММАНУИЛ КАНТ: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ
КАК ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЛОГИКИ .....................................................26
§ 1. Синтез знания и задача получения знания о бытии ......................31
§ 2. Конструирование математических понятий
как конструирование объектов математики .................................40
§ 3. Объективность знания и объективность бытия .............................48
§ 4. Бытие в зеркале трансцендентального идеала ...............................55
§ 5. Философский синтез как «прорыв» к бытию ................................63
ГЛАВА II. СНЯТИЕ ГЕГЕЛЕМ АВТОНОМИИ
БЫТИЯ. ПОЛЕМИКА С КАНТОМ ..........................................................68
§ 1. «Феноменология духа». Подход к проблеме ..................................73
§ 2. Доказательство тождества мышления и бытия
и требование обоснования начала логики ....................................80
§ 3. Сведние бытия к сущности. Сущность как центральная
категория теоретического научного мышления ...........................88
§ 4. К объективности бытия через субъективность
понятия. Значение абсолютной идеи ..........................................103
§ 5. Представления Гегеля о векторе логического
движения. Самообоснование как круговорот? ........................... 113
§ 6. Автономия бытия или его окончательное «снятие?» ................... 121
ГЛАВА III. УЧЕНИЕ А.ТРЕНДЕЛЕНБУРГА О БЫТИИ .......................136
§ 1. А.Тренделенбург об эффективности кантовских
принципов априоризма и дуализма ............................................140
§ 2. Движение как основа соответствия априорного
объективному ...............................................................................145
§ 3. Критика А.Тренделенбургом позиций
формальной логики и оценка ее роли в познании .....................150
§ 4. Критика А.Тренделенбургом
гегелевского учения о бытии .......................................................153
§ 5. Оценка А.Тренделенбургом гегелевской
системы категорий. Новая таблица категорий
и ее новое основание ...................................................................167
§ 6. Категория цели и ее значение для правильного
понимания соотношения мышления и бытия ...................................173
§ 7. Функции неполного суждения
в обосновании автономии бытия ................................................182
Вместо Заключения....................................................................................194
Примечания ...............................................................................................207
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter