Расширенный поиск
Лысенко В.Г. Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного знания [Текст] / В.Г. Лысенко, Н.А. Канаева ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2014. – 295 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 280–294. – 500 экз.
Предоставлено Институтом философии РАН
-
Аннотация
-
Содержание
Монография включает переводы с санскрита и анализ двух логико-эпистемологических глав ("Исследование восприятия" и "Исследование вывода") известного буддийского "Собрания категорий" ("Таттва-санграха") Шантаракшиты с комментарием "Панджика" Камалашилы (оба - VIII в.). Поскольку буддисты обосновывают свою теорию через опровержение конкурирующих теорий всех главных систем, их текст содержит ценную информацию по истории не только буддийской, но и всей индийской эпистемологии и логики.
Книга адресована как историкам философии, так и специалистам в области теории познания и когнитивных наук.
Введение .......................................................................................................................5
Глава 1. Шантаракшита и Камалашила в истории
индийской и буддийской философии......................................................................8
Глава 2. Споры о восприятии в главе ТС и ТСП «Исследование
определений непосредственного восприятия»
(«Пратьякша-лакшана-парикша») ......................................................................17
Экзегеза определений непосредственного восприятия
Дигнаги и Дхармакирти ......................................................................................21
Отличие непосредственного восприятия от мысленного
конструирования как предмет непосредственного, т. е.
неконцептуального самоосознавания (свасамведана)......................................34
О характеристике «назаблуждающееся» (абхрантам)......................................38
Механизм познавательного процесса и свасамведана:
феноменологический подход..............................................................................45
Инструмент и результат достоверного познания..............................................54
Выводы .................................................................................................................62
Глава 3. Дебаты о выводе в главе «Исследование вывода»
(«Анумана-парикша»).............................................................................................65
Полемика о признании вывода инструментом достоверного знания .............65
Полемика о классификации выводов.................................................................83
Дискуссия о структуре ануманы ........................................................................92
Полемика буддистов с джайнами о признаках основания вывода................101
Выводы ...............................................................................................................114
Переводы .................................................................................................................116
Шантаракшита ...................................................................................................117
«Собрание категорий» («Таттва-санграха») с комментарием
Камалашилы «Панджика» ................................................................................117
Глава 17. Исследование определения восприятия
(«Пратьякша-лакшана-парикша») ....................................................................117
[Опровержение противоречивых концепций других учителей
в отношении инструментов достоверного познания] ....................................117
[Собственная форма мысленного конструирования].....................................119
[Экзегеза определения Дигнаги: собственное мнение
и мнение других]................................................................................................130
[Определение из «Ньяя-мукхи»]......................................................................144
[Отрицание тождества слов и вещей]..............................................................147
[Доказательство непосредственного характера чувственного
восприятия из самонаблюдения]......................................................................150
[Одновременность или последовательность актов познания] ......................152
[Логический вывод отсутствия мысленного конструирования
в созерцании]......................................................................................................158
[Критика со стороны Сумати и ее опровержение]..........................................165
[Мнение школы Кумарилы Бхатты и его опровержение] ..............................177
[Мнение Бхавивикты и его критика]................................................................191
[Обсуждение проблемы перцептивных и ментальных иллюзий].................193
[Отсутствие мысленных конструкций в ментальном познании
внутренних состояний и самоосознавание]....................................................202
[Мнение Шанкарасвамина и его опровержение]............................................206
[Дискуссия о проблеме тождества или различия инструмента
и результата познания]......................................................................................207
Глава 18. Исследование вывода («Анумана-парикша»).................................221
[I. Полемика с джайнами и найяиками о правилах
логического следования]...................................................................................221
[II. Полемика с найяиками о членах силлогизма]...........................................249
[III. Полемика с мимансаками о типологии вывода]......................................256
[IV. Полемика о способности вывода давать знания].....................................263
Сокращения ..............................................................................................................278
Первоисточники.................................................................................................278
Библиографические сокращения......................................................................279
Список использованной литературы......................................................................280
Индийские источники и переводы...................................................................280
Прочие источники и исследования ..................................................................283
Еще по этой теме
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter