arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezipTelegram
Финиковый компот
Выпуск №14. Истина

Выпуск №14. Истина

Редакторская
Автор: Евгений Логинов
Финальная стадия работы над каждым выпуском ФК проходит так: примерно два месяца каждые выходные мы собираемся у одного из членов редколлегии, осуществляем финальную правку текстов и верстку самого номера. Работа ведется с утра до ночи, два, иногда три дня подряд. Это означает, что в октябре-ноябре у нас полностью выпадают рекреационные дни. Работать совсем без перерывов не представляется возможным, поэтому в минуты отдыха мы обычно смотрим мультфильмы. Раньше мы смотрели «Pokemon», потом — первый сезон «Dragonball». Нельзя сказать, что за 7 лет существования журнала мы хоть сколько-то продвинулись хотя бы в одном из этих шоу, но свою роль они сыграли. В этом году мы смотрели оригинальный «Mazinger-Z». У этого шоу есть куда более знаменитый в нашей стране сиквел: «Грендайзер». В 35 серии ...
Пролегомены ко всякой будущей теории истины
Текст подготовили: Артём Беседин, Александр Беликов, Андрей Зданевич, Евгений Логинов, Андрей Мерцалов, Артём Юнусов
Исследовательская группа в составе Беседина А.П., Беликова А.А., Зданевича А.В., Логинова Е.В., Мерцалова А.В. и Юнусова А.Т. публикует вторую часть материалов следователя, занимавшегося так называемым «делом Берлиоза». Первая часть, опубликованная нами ранее, содержала материалы, касающиеся печально знаменитого случая на Патриарших прудах [1.]. В тех документах объект рассуждал о так называемых «доказательствах бытия божия». В публикуемых же ниже текстах, на первый взгляд, нет прямой религиозной закваски. Они посвящены якобы сугубо теоретической проблеме: природе истины. Однако реакционный характер этих «рассуждений» будет понятен всякому, кто знаком с подлинно научным методом философии и освоил хотя бы азы диалектики. Публикуемые материалы состоят из пяти частей. Часть, названная ...
Истина, тождество и здравый смысл. Часть I. Две с половиной теории тождества
Автор: Артём Юнусов
Среди всех имеющих какую-никакую поддержку в академическом сообществе теорий истины нет, по-моему, более причудливой, чем теория тождества (которую я далее ради экономии места буду обозначать просто ТТ). Даже принципиальные эклектики вроде алетических плюралистов, рассчитывающих примирить все традиционные теории, обходят ТТ стороной. ...
Истина и правда в русской средневековой традиции
Автор: Михаил Шпаковский
Более ста лет назад Николай Бердяев написал для знаменитого сборника «Вехи» (1909) статью «Философская истина и интеллигентская правда». Подводя итоги первой русской революции, он обратился к анализу социальных устремлений интеллигенции: увлечение образованного класса уравнительной справедливостью стало причиной его революционизации и увело интеллигенцию от поиска философской истины. Интеллигенция, поддавшись соблазну Великого инквизитора, сделала из истины свою правду. Под «правдой», в чистом виде упомянутой только в заглавии, Бердяев понимает интеллигентское представление о справедливом социуме. ...
Концепция истины в иудаизме
Автор: Давид Апфельбаум
«Господь Бог ваш — истина» — громко и на распев повторяет кантор в синагоге по завершении молитвы «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»).
Три фрагмента из Пятикнижия в приснопамятные времена Второго храма, известные для большинства западных людей как межзаветный период, были спаяны в единый текст, который стал декларацией веры, credo Iudaeorum. Последний фрагмент, взятый из книги Чисел, заканчивается словами: «Я — Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Богом: Я — Господь, Бог ваш» (Числа 15:41). ...
Нецагуалкойотл, истина и Хайдеггер
Автор: Константин Мирский
Нагуа — это древнемексиканские племена, говорившие на нагуатл. Самым известным племенем этой общности были ацтеки, но ими она не исчерпывалась. Скажем, туда также входили жители Тецкоко, тецкоканцы. Интеллектуальная культура нагуа известна нам во многом благодаря работе миссионеров, имевших вкус к этнографии. Крупнейшим ученым среди них был воспитанник Саламанки францисканец Бернардино де Саагун, автор «Всеобщей истории событий Новой Испании». Он прибыл в Новый свет всего через четверть века после падения Теночтитлана и имел возможность исследовать людей, получивших традиционные нагуанские воспитание и образование. Как ученого Саагуна отличала редкая в то время расовая и религиозная терпимость, знание нагуатл, аккуратность в сборе и обработке информации. Анализируя культуру нагуа, Саагун ...
Понимание истины в бытийной истории Мартина Хайдеггера
Автор: Мария Митлянская
Среди всех концепций истины гордо возвышается классическая корреспондентская теория, которая восходит к Платону и Аристотелю. За интерпретацию учения Платона об истине, опираясь на диалог «Государство», в частности, на знаменитую «εἰκών1 о пещере», в свое время взялся Мартин Хайдеггер. Этот материал появляется в его лекционном курсе 1930–1931 г. Позже, в процессе развития собственных философских взглядов и трактовки понятия истины как несокрытости, философ обращается к Пармениду и Гераклиту, но данная статья посвящена именно платоновскому следу в размышлениях «позднего» Хайдеггера. ...
Проблема истины при рассмотрении дел судом
Автор: Артём Никифоров
В мире, в котором существуют различные индивидуумы с разнонаправленными интересами и взглядами, не обойтись без органа для разрешения споров. Одним из таких органов с древних времен являлся суд. И одним из важных вопросов философии права является вопрос об истине в судопроизводстве. Должен ли суд при рассмотрении дел пытаться установить объективную истину, или, как ее называли дореволюционные юристы, материальную правду? Или же он должен просто разрешить спор? От ответа на вопрос о том, насколько важна истина при разрешении дел в суде, зависит практически все дальнейшее построение судебной системы. В данной статье я хочу кратко описать проблематику данного спора. ...
Экзистенциальное понимание истины у Кьеркегора
Автор: Наталья Фаустова
Сёрен Кьеркегор посвятил свою жизнь и творчество проблеме, которую считал единственно важной для каждого: проблеме того, что значит быть «единичным индивидом». Именно в контексте этой задачи он рассматривал проблему истины. Несмотря на то, что концепция истины изложена в т.н. псевдонимном сочинении Кьеркегора, мы с полным правом можем считать ее выражением личной точки зрения датского философа, вернее, своеобразным переводом на язык философского концепта его основанных на христианском учении представлений о человеке. В статье я проанализирую учение о человеке и истине, которое Кьеркегор вложил в уста своего псевдонима-персонажа Йоханнеса Климакуса, а в конце кратко опишу свое видение вопроса. ...
Рамсей, Айер и дефляционизм
Автор: Андрей Голованов
Любая научная дисциплина знает не так много молодых гениев, которые смогли уже в юности обогатить область своих исследований множеством интересных идей. Этот тезис в особенности верен в случае философии. Любовь к мудрости часто ассоциируется с почтенным возрастом и наличием некоторых отличительных внешних признаков, например, таких как борода. Платон, чья борода даже стала философским термином [Куайн 2003a, 7], рекомендовал приступать к изучению философии на последней стадии длительного образовательного процесса, предварительно освоив прочие области знания. Если окинуть широким взглядом пантеон выдающихся философов, то с этим мыслителем будет сложно не согласиться: по приблизительным подсчетам средний возраст философа, который бы числился в штате основного университетского курса и уже ...
О понятии истины в философии Б. Больцано
Автор: Дмитрий Миронов
Понятие истины Больцано рассматривал как фундаментальное: но не как элементарное и неопределимое, а как требующее тщательного анализа и точного определения.
Для начала Больцано предлагал не смешивать вопрос о природе истины с вопросом о познании истины. Из определений понятия истины следует исключать какие-либо отсылки или намеки на познаваемость, сознаваемость, когнитивный доступ и т.п. Требуется понять, что есть истина сама по себе, an sich. Конечно, Больцано был готов согласиться с тем, что есть истины, недоступные для человеческого ума. Но, кроме того, Больцано также считал, что нет ни одной истины, которой не знал бы Бог. Однако строгое определение, необходимое для построения наукоучения, предполагает, согласно Больцано, что мы не берем в расчет какие-либо теологические ...
Против истины — за что?
О книге Вадима Руднева «Против истины»
Автор: Алексей Салин
Я всегда считал одной из принципиальных добродетелей философа пресуппозицию ума. Эта добродетель требует, чтобы при столкновении с непонятным текстом философ первым делом предполагал, что это именно он как читатель виноват в своем непонимании, а не автор. Я еще ни разу не встречал философа, который не признался бы, что некоторые философские тексты для него или нее сложны и непонятны. И большинство моих знакомых философов достаточно добродетельны, чтобы не провозглашать Гегеля или Хайдеггера идиотами на том основании, что их тексты непонятны. В равной мере они, к счастью, отказываются и от квазисоциологических способов избавиться от своего непонимания, попыток объяснить несуразности в тексте Гегеля исключительно тем, что он был мелким буржуа, а в тексте Хайдеггера — тем, что он был ...
Два эссе об истине из книги «Философские провокации»
Текст Колина Макгинна, перевод Алексея Павлова
Традиционный анализ знания в терминах истинного обоснованного убеждения оспаривался различными способами. Оспаривались достаточность предлагаемых в рамках такого анализа условий наличия знания (случаи Гетьера); оспаривалась необходимость для наличия знания обоснования и убеждения (базовое необоснованное знание; знание, не сопровождаемое убеждением). Но никто не отрицает, что знание предполагает истину: истина принимается за бесспорно необходимое условие знания. Вы не можете знать, что снег черен, а Париж — столица Англии! Тем не менее, если задуматься чуть основательнее, можно увидеть, что требование истинности в данном случае оказывается чрезмерно строгим и негибким: оно расходится с фактическим объемом того, что мы называем знанием. Наше знание простирается дальше того, ...
Ориентация на язык
Интервью с Дмитрием Зайцевым
Подготовили Александр Беликов, Евгений Логинов и Артём Юнусов
Дмитрий Владимирович Зайцев, доктор философских наук, профессор кафедры логики философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, автор книг «Обобщенная релевантная логика и модели рассуждений» (2010) и «Теория и практика аргументации» (2017).
Финиковый Компот: Как бы вы определили специфику отечественной логической культуры — как национальной, так и московской? Есть ли какие-то существенные отличия между нашей логической традицией и, например, американской? А между московской логической школой и петербургской?
Дмитрий Зайцев: Особенностью нашей логической традиции, существенно повлиявшей как на формирование логической культуры в России, так и на тенденции логико-философских исследований, я назвал бы ориентацию на язык. Уже ...
У плюралистов — очевидное преимущество
Интервью с Майклом Линчем
Подготовили Евгений Логинов и Артём Юнусов
Майкл Линч — профессор философии университета Коннектикута, автор книг «Истина в контексте» (1998), «Истина: единство и множество» (2009), «Интернет нас: знать больше и понимать меньше в эпоху больших данных» (2016) и др.
Финиковый Компот: Какая теория истины, на ваш взгляд, сегодня является наиболее распространенной в философском сообществе в целом? Какая теория пользуется наибольшей поддержкой среди философов, которые специально занимаются именно исследованиями истины?
Майкл Линч:Наиболее распространенными среди философов в целом, всего скорее, до сих пор являются некие формы корреспондентской теории — хотя у большей части придерживающихся их философов, возможно, нет никакой определенной теории насчет того, в чем именно состоит «корреспонденция». ...
Свобода воли Дмитрия Волкова
Рецензия Артёма Беседина на книгу Дмитрия Волкова «Свобода воли. Иллюзия или возможность»
Недавно вышедшая книга Дмитрия Борисовича Волкова «Свобода воли. Иллюзия или возможность» посвящена вечной философской проблеме. Говоря это, я не имею в виду, что свобода воли — это проклятая тема, по которой никогда не будет сказано ничего нового и обсуждение которой представляет собой вечное повторение одних и тех же аргументов. Наоборот, я имею в виду, что проблема свободы воли такова, что философствование о ней не нуждается ни в каком дополнительном оправдании. Тем более не нуждается в обосновании актуальности выбранной темы (позвольте использовать такое формальное выражение) тот философ, который встает на защиту свободы. Ведь угроз ей существует великое множество; некоторые из них наш автор весьма красочно описывает во Введении книги, некоторые только перечисляет. В конце ...
Молодой Шопенгауэр
Рецензия Натальи Чепелевой на книгу Александра Саттара «Истоки и генезис философии Шопенгауэра»
В России книги о Шопенгауэре, к сожалению, публикуются крайне редко. Русскоязычных монографий о нем невероятно мало: на ум приходят разве что книга Б.Э. Быховского [Быховский 1975] и дискуссионный текст А.В. Гулыги и И.С. Андреевой [Гулыга, Андреева 2003]. Обе эти монографии могут считаться устаревшими. По-другому дело обстоит со статьями о Шопенгауэре: они публикуются регулярно, в том числе в рецензируемых журналах. Однако чаще всего о Шопенгауэре пишут этики и кантоведы, а не историки философии, специализирующиеся на Шопенгауэре. ...
Пучины плоской теории материи
Рецензия Антона Кузнецова на книгу Александра Ветушинского «Во имя материи. Критические и метафизические исследования»
Рецензируемая книга Александра Ветушинского — внушительный по задумке проект. Автор концентрируется на трех вопросах: что такое материализм? что такое материя? и какой сегодня должна быть онтология, чтобы в полной мере быть материалистической? (с. 13) В соответствии с этими тремя вопросами выстроена структура книги. Первые две части посвящены критическому обзору предшествующих концепций, последняя являет нам результаты т.н. производственно-ориентированного изучения онтологии (исходящего из представления о том, что изучить некую онтологии — значит ее построить). ...
Рассамопонячивание непонятного
Рецензия Евгения Логинова на книгу Георгия Чернавина «Непонятность само собой разумеющегося»
Книга Георгия Чернавина имеет ряд несомненных достоинств1. Во-первых, ее отличает великолепный стиль: обаятельный, остроумный и пластичный. Автор цепко держит в фокусе своего внимания основной предмет своего исследования, вынесенный в заголовок. В работе почти нет отступлений. Ее можно рекомендовать как человеку, только приступающему к изучению феноменологической философии, так и искушенному читателю, знакомому с деталями трансцендентального метода. Многочисленные смысловые повторы, учитывая сложность излагаемых рассуждений, только способствуют лучшему пониманию авторского замысла. Во-вторых, автор поражает своей уверенной эрудицией и глубоким проникновением в материал. В-третьих, книга имеет стройную структуру. Эта структура организована по троичному принципу. ...
Рождение философии сознания из духа теологии в эпоху барокко
Рецензия Евгения Логинова на книгу Галины Вдовиной «Интенциональность и жизнь. Философская психология постсредневековой схоластики»
«Восторг!» — вот так можно описать реакцию, вызываемую этой книгой в неравнодушном к истории философии сердце1. Книга Галины Вдовиной — прекрасно выполненное и хорошо представленное исследование, в котором поражает все: от глубины проработки материала до способа его организации и объяснения. Это уже вторая монографическая историко-философская работа Галины Владимировны. Первая, посвященная примерно тому же набору авторов, что и вторая, раскрывает их философию языка [Вдовина 2009]. ...
Австрийская философия: истоки и границы
Рецензия Владимира Селиверстова на учебное пособие Дмитрия Миронова «Австрийская философия»
Учебное пособие Дмитрия Миронова1 — первое системное изложение истории австрийской философии на русском языке. Оно было написано на основе курса лекций, прочитанного автором в МГУ им. М.В.Ломоносова.
До сих пор на русский язык были переведены лишь некоторые работы или фрагменты произведений отдельных представителей австрийской философии: фрагменты из «Наукоучения» (1837) Бернарда Больцано [Больцано 2003] и из «Психологии с эмпирической точки зрения» (1874) Франца Брентано [Брентано 1996], «Самоизложение» (1921) [Майнонг 2003] и отдельные статьи Алексиуса Майнонга. Как правило, авторы, чьи произведения переводились, рассматривались как прежде всего представляющие интерес в контексте немецкой философской традиции или аналитической философии, как мыслители, ...
Приключения Витгенштейна в России
Рецензия Юлии Чугайновой на книгу Сергея Никоненко «Витгенштейн и лингвистическая философия в контексте отечественной мысли»
Статьи отечественных исследователей, посвященные Людвигу Витгенштейну, выходят довольно регулярно, чего не скажешь о книгах. Самыми важными отечественными книгами по философии Витгенштейна, пожалуй, до сих пор остаются работы, изданные с середины 80-х гг. прошлого века до начала века нынешнего. Поэтому книга С.В. Никоненко «Витгенштейн и лингвистическая философия в контексте отечественной философской мысли» представляет большой интерес1. Самое главное достоинство книги, как пишет сам автор, заключается в историко-философском и критическом обзоре отечественных исследователей философии Витгенштейна. И замысел книги действительно любопытен, ведь отечественная история философии уделяла достаточно много внимания Витгенштейну. Итак, книга состоит из краткого очерка философии языка Л. ...
«Утешение философией» по-современному, или как философия учит нас жить
Автор: Анастасия Бабаш
Кажется, что философией не занимаются счастливые люди. Сократа осудили на смертную казнь из-за его философских бесед, стоики и эпикурейцы призывали заниматься философией, чтобы справиться со страхами и разочарованиями, а Боэций написал свое «Утешение философией» в тюрьме. На протяжении истории люди обращались к философии, когда хотели понять, как же, наконец, стать счастливыми и вести достойную жизнь, как построить справедливое общество и найти смысл вот в этом вот всем. ...


Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter