arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezip
Финиковый компот
Выпуск №8. Мышление машин

Выпуск №8. Мышление машин

Редакторская
Автор: Евгений Логинов

«Да, — он махнул рукой и потянулся за зажигалкой, — весь автостоп скоро закончится. Будет искусственный интеллект фуры катать. Хотя, может быть, и у них совесть вместе с мозгами появится, кто знает». Добрый дальнобойщик, трасса М10, 2014 год.

Финиковый компот немного сменил формат: теперь мы стали чуть-чуть серьезнее.

Пролегомены
ко всякому будущему интеллекту, могущему появиться как искусственный

Искусственный интеллект (ИИ) — это громадная научная область, лишь небольшая часть которой является собственно философской. Исследования ИИ принадлежат computer science, где философы по большей части представлены логиками. Если вы наберёте в Стэндфордской энциклопедии словосочетание «Artificial intelligence», то в единственной статье, которая содержит в названии данный термин, «Artificial intelligence and logic», сможете найти упоминание всего четырёх «чистых» философов: Деннета, Фодора, Куайна и Рассела.

Аргумент внутреннего времени
Автор: Дмитрий Волков

Сёрл известен своим мысленным экспериментом Китайской Комнаты. Аргумент впервые появился в статье «Сознание, мозг и программы» в 1980 г. С помощью этой истории Сёрл оспаривает тест Тьюринга как критерий рациональности, идею о том, что мышление представляет собой вычислительный процесс, и функционалистские теории сознания.

Ленивый мозг
Автор: Артём Беседин

Мысленные эксперименты — специфическое оружие современного аналитического философа: они направлены против некоторого тезиса и апеллируют к интуициям, общим для автора аргумента и его читателя. Опора на интуиции придает многим мысленным экспериментам их кажущуюся убедительность, которая исчезает, как дым, при более-менее детальном анализе аргумента. Но возможно, вместо того, чтобы исполнять роль холостого оружия войны, они могут послужить орудием созидания для некоторой иной цели.

Китайский агент
Автор: Кирилл Загустин

Сёрл придумал отличный мысленный эксперимент в ответ на тест Тьюринга. Интуиция понятна: даже если машина в состоянии пройти этот тест, совсем не очевидно, что машина будет обладать сознанием. Для иллюстрации этого и придумана «Китайская Комната» (КК). Большое число споров свелось к обсуждению последствий мысленного эксперимента, но я хочу обратить внимание на саму возможность существования Комнаты.

Что умеет Машина,
но не может позволить себе Сёрл
Автор: Андрей Мерцалов

Единственным надёжным критерием наличия сознания является «разумное» речевое поведение. И мы можем создать такую Машину, которая будет безупречно имитировать речевое поведение разумного существа; такую, что её речевое поведение будет неотличимо от человеческого. Но это и будет означать, что такая Машина удовлетворяет критерию наличия сознания, то есть что такая Машина — разумна. Такова в общих грубых чертах позиция Сильного искусственного интеллекта.

Какая машина сможет мыслить?
Автор: Иван Поздняков

Психология мышления — одна из самых неразвитых областей психологической науки. Всё, к чему она пришла в ходе продолжительной истории попыток грамотно сформулировать исследуемые проблемы, так это к тому, что мышление не похоже ни на случайный поток ассоциаций, ни на выведение силлогизмов. Последнее часто и берётся на вооружение при ответе на вопрос «может ли машина мыслить?».

Подавляющее большинство рассуждений на эту тему содержит в себе следующую цепочку суждений:
1) Машина выполняет заданные программистом алгоритмы; 2) Эти алгоритмы основаны на известных законах логики; 3) Человек не мыслит как машина для силлогизмов; 4) Следовательно, машина мыслить не может.

Жук в коробке
Анализ употребления ментальных терминов
Автор: Мария Ананина

Алан Тьюринг предложил считать критерием разумности машин способность успешно играть в лингвистическую игру в имитацию. Данный критерий черпает свою надежность из некоего понимания связи языка и мышления, однако нельзя сказать, чтобы эта связь была очевидной. В частности, туманным остаётся вопрос о природе ментальных терминов.
Вопрос о статусе ментальных понятий уходит корнями еще во времена античности и приобретает особую актуальность у Томаса Гоббса.

Естественный интеллект
Автор: Максим Шалдяков

Интеллект не может быть искусственным, так же как робот не может быть натуральным. Это просто замечание о философской грамматике. Научная фантастика, жаргон IT-специалистов и заявления исследователей в области философии сознания и когнитивных наук могут вводить нас в заблуждение, но это не меняет сути дела. Сказать о машине, что она обладает интеллектом, разумом или сознанием, что машина размышляет, думает или, например, разговаривает — значит совершить ошибку.

К топологии искусственных интеллектов
Автор: Артём Дейнека

Прежде чем начать изложение, мне хотелось бы поставить несколько глупый вопрос: а искусственный интеллект (ИИ) — это где? Эта неопрятная формулировка позволит нам сперва не привязываться к конкретным традициям осмысления интересующей нас проблемы. Очевидно, что исходным пунктом всех разговоров об ИИ было воодушевление, напрямую связанное с появлением сложных технических аппаратов, которые позволяли предполагать внутри себя нечто подобное мышлению.

Мыслить мышление машин
Автор: Евгений Быков

Я хочу открыть текст вопросом, с актуальностью которого мало что может сравниться: почему Скайнет продолжал атаковать человечество, а Нео и Разум Машин пришли к компромиссу? Впрочем, сюжет важен здесь не буквой, но духом — и, как пророк этого духа, я уточню: в чём избранность Нео, что компромисс оказывается возможен в принципе?

Один за другим мы упускаем моменты, за которые машины успевают стать умнее: легко не замечать множество точечных продвижений, ожидая «прорывного скачка». Пользователи учат алгоритмы учить пользователей; в облачных средах распространяются добровольные распределённые вычисления, cloud-crowd-sourcing; «искусственный интеллект» всё чаще упоминается в описаниях высокотехнологичных систем (как способность к созданию модели требуемой части внешнего мира)…

О мнимом праве знать
Автор: Олег Мирский

Любое мыш-ление должно принимать во внимание модернизм. Ведь искусственный интеллект, можно сказать, имитирует гироскопический прибор. Тем самым структура истории нашего сознания создает методологический интеграл. Это коррелирует и с положениями Джона Сёрла. Вводимый им субъект позволяет исключить монотонность из рассмотрения онтогенеза, ломая рамки привычных представлений.

Точка сборки Я, как принято считать, уравновешивает модернизм. Однако пока это не очевидно и само по себе требует доказательства. Развивая дальше тезис Сёрла, нужно перейти к поэтическим особенностям нашей речи.

Еврейский взгляд на искусственный интеллект
Автор: Давид Апфельбаум

Вопрос «Может ли машина мыслить?», конечно, риторический. На нём уже сломали столько копий, что дровами от их древок можно месяцами отапливать Нью-Йорк или Москву. Автор здесь не даст на него исчерпывающего ответа, он лишь попытается подумать с вами о том, как вообще тяжело мыслить — нам, людям, а не то, что машине!
Старинная еврейская мудрость, долго осмысливаемая классиками хасидизма, гласит: «Полчаса мысли — это восемьдесят лет устной речи».

Человек и компьютер
История одной ассиметрии
Автор: Александр Ветушинский

В 1949 году Алан Тьюринг разработал алгоритм шахматной игры. Несмотря на внушительные размеры и не менее внушительную стоимость компьютеров того времени (один из первых программируемых компьютеров, ENIAC, весил 30 тонн, занимал площадь в 63 м2 и стоил полмиллиона долларов), выполнять подобные задачи они были не в состоянии. Единственное, что оставалось Тьюрингу, — самому превратиться в компьютер.

Про роботов
Автор: Елена Бояршинова

Человечество уже не первый век задается тремя вопросами: может ли машина мыслить, способна ли машина творить и способна ли машина чувствовать. Пока философы пытаются ответить на них средствами чистой мысли, электронщики паяют контакты для новых суперкомпьютеров, а программисты набирают программный код. Технари, правда, редко задаются вопросами типа: «а как простые люди воспримут наше открытие?», «какие будут последствия для духовной жизни человека?», «изменятся ли отношения между людьми?», — и ещё реже пытаются на них ответить.

Ответ моим рецензентам
Автор: Вадим Васильев

Мои друзья знают, что я не устраиваю презентаций своих книг и не прошу о рецензиях. Между тем, моя книга «Сознание и вещи» [Васильев 2014; фактически книга вышла осенью 2013 г.] привлекла внимание критиков, и в начале 2015г. в «Вопросах философии» была опубликована уже пятая по счету из известных мне журнальных рецензий. Поэтому я решил обобщить впечатления от этих рецензий, авторам которых я признателен за высказанные ими оценки и критические соображения, и ответить на некоторые замечания.

На западном фронте без перемен…
Автор: Александр Мишура

Рецензия на сборник: Libertarian Free Will: Contemporary debates. Eds. David Palmer. Oxford University Press, 2014.
Около двух лет назад, заканчивая магистерскую диссертацию по проблеме свободы воли в современной аналитической философии, я пришел к четкому и ясному пониманию того, что дальше читать литературу на эту тему мне категорически противно. Основной причиной такого состояния была тотальная вторичность и откровенная посредственность большей части работ.

Истина — это здравый смысл, а не наоборот

Интервью с Джоном Роджерсом Сёрлом, американским философом здравого смысла, профессором Калифорнийского университета Беркли, работающим в области исследования языка, сознания, рациональности и социума, оказавшим большое влияние на исследования в области искусственного интеллекта (автор мысленного эксперимента «Китайская комната»),

Панпсихизм решает проблемы

Интервью с Филипом Гоффом, британским философом, журналистом и блоггером, автором статей по метафилософии, философии религии, метафизике и философии сознания. Гофф защищает панпсихизм против физикализма, политически интерпретирует христианство и ведет блог philipgoffphilosophy.com. Работает в университете Ливерпуля и Центральном европейском университете Будапешта.

Венский кружок:
Часть 3
Автор: Дмитрий Миронов

Решающим событием в политической истории Венского кружка стал роспуск Общества Эрнста Маха (ОЭМ). В 1933 г. внутриполитическая ситуация в Австрии радикально изменилась. В повседневность врывались национал-социалистический террор и антисемитские бесчинства. В марте 1933 г. парламент был лишен власти, и через государственный переворот утвердился право-диктаторский режим во главе с федеральным канцлером Энгельбертом Дольфусом.

Киберпанк и мышление машин
Автор: Николай Герасимов

В 1984 году в американской печати выходит роман Уильяма Гибсона «Нейромант» (Neuromancer), который становится первым классическим произведением киберпанка. Образы и метафоры книги вскоре становятся достоянием массовой культуры: возникает специфическая романтика «хакерского взлома», активно используется понятие генной инженерии и киберпространства.

Один день из жизни современного гуманитария
Автор: Алексей Салин

Молодому ученому в современной России приходится нелегко. Возьмем для примера молодого человека N. N просыпается по будильнику в семь, чтобы в девять оказаться в одном из разбросанных по Москве новомодных коммерческих колледжей, где он читает лекции по экономике и юриспруденции. Строго говоря, N никакого отношения ни к той, ни к другой научной области не имеет. N, вообще-то, философ. Но на философском факультете его стипендия составляет 2680 рублей в месяц, что, слава Богу, покрывает расходы на транспорт.


Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter